АCreated using FigmaVectorCreated using FigmaПеремоткаCreated using FigmaКнигиCreated using FigmaСCreated using FigmaComponent 3Created using FigmaOkCreated using FigmaOkCreated using FigmaOkЗакрытьCreated using FigmaЗакрытьCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaGroupCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using Figma��� �������Created using FigmaEye 2Created using FigmafacebookCreated using FigmaVectorCreated using FigmaRectangleCreated using FigmafacebookCreated using FigmaGroupCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaНа полный экранCreated using FigmagoogleCreated using FigmaИCreated using FigmaИдеяCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaGroupCreated using FigmaLoginCreated using Figmalogo_blackCreated using FigmaLogoutCreated using FigmaMail.ruCreated using FigmaМаркер юнитаCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaРазвернуть лекциюCreated using FigmaГромкость (выкл)Created using FigmaСтрелкаCreated using FigmaodnoklassnikiCreated using FigmaÐCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaПлейCreated using FigmaДоп эпизодыCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmarssCreated using FigmaСвернуть экранCreated using FigmaComponentCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaШэрингCreated using FigmaГромкостьCreated using FigmaСкорость проигрыванияCreated using FigmatelegramCreated using FigmatwitterCreated using FigmaCreated using FigmaИCreated using FigmavkCreated using FigmavkCreated using FigmaЯCreated using FigmaЯндексCreated using FigmayoutubeCreated using FigmaXCreated using Figma
Курс: Античная мифология в мировом искусстве
Курс: Античная мифология в мировом искусстве
  1. Греческие мифы и эпос в мировом искусстве: основные периоды и источники

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    50:19
    50:19
    1. 1.1Источники по мифологической иконографии в Новое время
      29:06
  2. Происхождение мира и первое поколение богов

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    48:43
    48:43
    1. 2.1Всё о циклопах
      14:32
  3. Второе поколение богов и Золотой век. Кронос и Рея

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    28:49
    28:49
    1. 3.1От сотворения человека до потопа: античные сюжеты
      18:34
    2. 3.2Многоликая Афродита: эпитеты и иконография
      30:08
  4. Третье поколение богов. Зевс, Посейдон, Аид

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    46:12
    46:12
    1. 4.1Харон: лодочник в царстве Аида
      03:30
    2. 4.2Грешники в Аиде
      10:23
    3. 4.3Похищение Персефоны
      10:36
  5. Третье поколение греческих богов. Гера, Деметра и Гестия

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    35:43
    35:43
    1. 5.1Вертумн и Помона
      09:55
    2. 5.2Царство богини Флоры
      08:43
  6. Арес, Гефест, Геба: «биографии» и роли в искусстве

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    45:37
    45:37
  7. Аполлон и Артемида: дети Зевса и богини Лето

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    38:32
    38:32
    1. 7.1Аполлон и Дафна: история одного превращения
      10:57
    2. 7.2Музы: спутницы Аполлона, покровительницы искусств
      19:23
    3. 7.3Аполлон и Марсий
      11:03
    4. 7.4Ниобиды, или месть Аполлона и Артемиды
      12:27
    5. 7.5Гиацинт и Кипарис, возлюбленные и жертвы Аполлона
      15:17
    6. 7.6Миф об Актеоне
      16:08
  8. Дети Зевса от богинь и смертных: Афина, Дионис и Гермес

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    52:16
    52:16
    1. 8.1Спутники Диониса
      11:10
    2. 8.2Миф об Арахне
      12:46
  9. Удача, Победа, Судьба и другие: «божества-аллегории» античной мифологии

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    1:01:04
    1:01:04
  10. Любовные похождения Юпитера: рождение эротической живописи

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    39:08
    39:08
  11. Величайший из героев: Геракл и его подвиги

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    43:14
    43:14
    1. 11.1Миф о Персее
      33:02
    2. 11.2Легенды о Тесее
      24:49
    3. 11.3Легенды о кентаврах
      41:21
  12. Троянская война в искусстве: начало

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    1:06:46
    1:06:46
    1. 12.1Ифигения в Авлиде
      19:47
    2. 12.2Ифигения в Тавриде
      15:17
  13. Илиада: от совета богов до оплакивания Гектора

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    1:03:47
    1:03:47
    1. 13.1Гибель Трои по «Энеиде»
      23:50
    2. 13.2Лаокоон
      21:12
    3. 13.3Участь Кассандры
      10:04
    4. 13.4Судьба Елены, Приама и Астианакта после падения Трои
      11:44
    5. 13.5Бегство Энея
      12:50
  14. «Одиссея» в искусстве: часть первая

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    39:25
    39:25
    1. 14.1Одиссей и начало троянского похода
      11:51
    2. 14.2Одиссей и оружие Ахилла
      16:46
    3. 14.3Одиссей у Полифема
      22:08
    4. 14.4Одиссей у Цирцеи
      15:10
  15. «Одиссея» в искусстве: часть вторая

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    34:50
    34:50
К чтению лекции
Курс: Античная мифология в мировом искусстве
Курс: Античная мифология в мировом искусстве
  1. Греческие мифы и эпос в мировом искусстве: основные периоды и источники

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    50:19
    50:19
    1. 1.1Источники по мифологической иконографии в Новое время
      29:06
  2. Происхождение мира и первое поколение богов

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    48:43
    48:43
    1. 2.1Всё о циклопах
      14:32
  3. Второе поколение богов и Золотой век. Кронос и Рея

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    28:49
    28:49
    1. 3.1От сотворения человека до потопа: античные сюжеты
      18:34
    2. 3.2Многоликая Афродита: эпитеты и иконография
      30:08
  4. Третье поколение богов. Зевс, Посейдон, Аид

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    46:12
    46:12
    1. 4.1Харон: лодочник в царстве Аида
      03:30
    2. 4.2Грешники в Аиде
      10:23
    3. 4.3Похищение Персефоны
      10:36
  5. Третье поколение греческих богов. Гера, Деметра и Гестия

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    35:43
    35:43
    1. 5.1Вертумн и Помона
      09:55
    2. 5.2Царство богини Флоры
      08:43
  6. Арес, Гефест, Геба: «биографии» и роли в искусстве

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    45:37
    45:37
  7. Аполлон и Артемида: дети Зевса и богини Лето

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    38:32
    38:32
    1. 7.1Аполлон и Дафна: история одного превращения
      10:57
    2. 7.2Музы: спутницы Аполлона, покровительницы искусств
      19:23
    3. 7.3Аполлон и Марсий
      11:03
    4. 7.4Ниобиды, или месть Аполлона и Артемиды
      12:27
    5. 7.5Гиацинт и Кипарис, возлюбленные и жертвы Аполлона
      15:17
    6. 7.6Миф об Актеоне
      16:08
  8. Дети Зевса от богинь и смертных: Афина, Дионис и Гермес

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    52:16
    52:16
    1. 8.1Спутники Диониса
      11:10
    2. 8.2Миф об Арахне
      12:46
  9. Удача, Победа, Судьба и другие: «божества-аллегории» античной мифологии

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    1:01:04
    1:01:04
  10. Любовные похождения Юпитера: рождение эротической живописи

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    39:08
    39:08
  11. Величайший из героев: Геракл и его подвиги

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    43:14
    43:14
    1. 11.1Миф о Персее
      33:02
    2. 11.2Легенды о Тесее
      24:49
    3. 11.3Легенды о кентаврах
      41:21
  12. Троянская война в искусстве: начало

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    1:06:46
    1:06:46
    1. 12.1Ифигения в Авлиде
      19:47
    2. 12.2Ифигения в Тавриде
      15:17
  13. Илиада: от совета богов до оплакивания Гектора

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    1:03:47
    1:03:47
    1. 13.1Гибель Трои по «Энеиде»
      23:50
    2. 13.2Лаокоон
      21:12
    3. 13.3Участь Кассандры
      10:04
    4. 13.4Судьба Елены, Приама и Астианакта после падения Трои
      11:44
    5. 13.5Бегство Энея
      12:50
  14. «Одиссея» в искусстве: часть первая

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    39:25
    39:25
    1. 14.1Одиссей и начало троянского похода
      11:51
    2. 14.2Одиссей и оружие Ахилла
      16:46
    3. 14.3Одиссей у Полифема
      22:08
    4. 14.4Одиссей у Цирцеи
      15:10
  15. «Одиссея» в искусстве: часть вторая

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    34:50
    34:50
К чтению лекции

Транскрипт

Для просмотра лекции необходимо купить курс
21:12
21:12

13.2 Лаокоон

В этом дополнительном эпизоде мы поговорим еще об одном аспекте судеб героев троянского эпоса, не описанных или описанных лишь очень кратко у Гомера. Это будет участь троянского жреца Лаокоона, которого мы все знаем в основном по скульптурной группе, овеянной разного рода и мифическими, и полумифическими представлениями.

Вспомним, что Лаокоон в основном известен европейскому читателю по фрагменту из «Энеиды» Вергилия, которым мы прежде всего и займемся, но, конечно, это гораздо более ранний герой. Он фигурирует уже в дошедшей до нас лишь во фрагментах трагедии Софокла «Лаокоон». Там он брат самого Анхиса, соответственно, дядя Энея и жрец Аполлона.

Созвучная софокловскому фрагменту информация содержится у Аполлодора в «Мифологической библиотеке». Там Аполлон запрещает своему жрецу Лаокоону вступать в брак и иметь детей. Лаокоон не просто нарушает запрет, более того, он оскорбляет божество тем, что он сходится с женой прямо в храме Аполлона вблизи Трои, на Троянской равнине. За это божество его наказывает: согласно Софоклу и Аполлодору, двое сыновей Лаокоона гибнут от змей. Сам же он остается в живых, чтобы вечно оплакивать свою участь.

Это версия более ранняя. Некоторые детали в нее вносит почти современная «Энеиде» Вергилия группа источников. Это «Мифы», или «Фабулы» Гигина. Вот 135-я фабула — это фабула о Лаокооне. Подтверждается, что он является братом Анхиса, жрец Аполлона. Он нарушает волю божества, и производит на свет детей. Подробности заключаются в том, что он был избран из всех жрецов, чтобы принести жертву самому Нептуну. Пользуясь тем, что он с сыновьями находится на берегу, оскорбленный Аполлон посылает с Тенедоса по морю через волны двух драконов, которые умерщвляют его сыновей Антифанта и Фимбрея. Когда Лаокоон хочет помочь им, говорит нам Гигин, эти драконы, змеи, убивают, задушив, и его. Фригийцы же решают, что это произошло потому, что Лаокоон метнул копье в Троянского коня.

Посмотрим на очень немногочисленные греческие памятники, посвященные этому эпизоду. Это два вазописных памятника. Один из них — из Руво-ди-Пулья, из собрания Ятта, позднеклассический IV век. А второй — середина V века, тоже краснофигурный, из базельского собрания. Там мы увидим, что эти юноши гибнут в храме Аполлона, рядом со статуей божества. Рядом одна и та же женская фигура, которую иногда называют матерью этих юношей, женой Лаокоона, и сам Лаокоон, чья фигура выражает ужас.

Эту женскую фигуру с секирой в руках исследователи сближают с очень популярным в истории искусства собранием Аби Варбурга формул пафоса, «Атласом Мнемозины». В ней еще с конца 1920-х годов, еще при жизни Аби Варбурга, каталогизируются разного рода античные прототипы, связанные с разными типами выражения человеческих чувств.

Обратимся теперь к тексту Вергилия. Так, согласно ему, это жрец Нептуна, и ему посвящены два фрагмента. Иллюстрированию в основном подвергается второй фрагмент — его гибель. А первый фрагмент — это его противостояние желанию троянцев ввезти коня в город.

Тут, нетерпеньем горя, несется с холма крепостного
Лаокоонт впереди толпы многолюдной сограждан,
Издали громко кричит: «Несчастные! Все вы безумны!
Верите вы, что отплыли враги? Что быть без обмана
Могут данайцев дары? Вы Улисса не знаете, что ли?»

И дальше именно здесь содержится знаменитая формула «Timeo Danaos et dona ferentes»:

«Страшусь и дары приносящих данайцев», —
Молвил он так и с силой копье тяжелое бросил
В бок огромный коня…

Но, как мы помним, троянцы, несмотря на бряцание оружия, не успевают заподозрить, что там находится засада.

Далее в районе 200-го стиха мы видим описание собственно гибели жреца Нептуна Лаокоона, про которого Вергилий пишет так:

…Приносил быка торжественно в жертву.
Вдруг по глади морской, изгибая кольцами тело,
Две огромных змеи (и рассказывать страшно об этом)
К нам с Тенедоса плывут и стремятся к берегу вместе…

Дальше следует ужасное описание этих змей и описание гибели Лаокоона:

…Змеи же прямо
К Лаокоонту ползут и двоих сыновей его, прежде
В страшных объятьях сдавив, оплетают тонкие члены,
Бедную плоть терзают, язвят, разрывают зубами;
К ним отец на помощь спешит, копьем потрясая, —
Гады хватают его и огромными кольцами вяжут.

Дальнейшее описание гибели самого Лаокоона и его сыновей будет темой обсуждения историков искусства и примкнувших к ним авторов, начиная от лессинговского «Лаокоона», потому что гибель жреца Вергилий описывает чрезвычайно пафосно: черный яд и змеиная слюна пятнает его священные повязки, и он вопль до небес вздымает, до звезд.

Мы рассмотрим сначала ту группу, которая всегда была в центре внимания истории искусства и претерпела огромное количество воспроизведений. Это группа, которая приписывается трем авторам. В соответствии с текстом Плиния-старшего, с его «Естественной историей», это три родосских скульптора: Агесандр, Афинодор и Полидор. Оригинал, судя по тексту Плиния, был бронзовым и может датироваться либо 200-м годом до н. э., либо серединой II века до н. э.

Если мы обратимся к тому мраморному памятнику, который найден в середине января 1506 года в Риме на Эсквилине, на территории дворца Тита, или терм Тита, то он может быть, если смотреть на разные исследования, либо римской, либо эллинистической мраморной копией. История обнаружения этой скульптурной группы тоже овеяна полумифологическими сведениями, поскольку находка эта обнаружена на винограднике некоего землевладельца по имени Феличе де Фредис. Папа Юлий покупает скульптуру, после того как ее осматривают Джулиано да Сангало и молодой Микеланджело, который в это время находится в Риме. Знаем мы об этом от сына Джулиано да Сангало Франчес...

1890₽

Лаокоон и его сыновья. I в. до н.э.
Скульпторы – Агесандр, Полидор, Афинодор. Музей Пио-Клементино, Ватикан

В целях улучшения качества сервиса мы собираем и используем cookie-файлы и некоторые другие данные на сайте в аналитических и маркетинговых целях. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь на сбор и использование cookie-файлов и другой информации в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.