АCreated using FigmaVectorCreated using FigmaПеремоткаCreated using FigmaКнигиCreated using FigmaСCreated using FigmaComponent 3Created using FigmaOkCreated using FigmaOkCreated using FigmaOkЗакрытьCreated using FigmaЗакрытьCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaGroupCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using Figma��� �������Created using FigmaEye 2Created using FigmafacebookCreated using FigmaVectorCreated using FigmaRectangleCreated using FigmafacebookCreated using FigmaGroupCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaНа полный экранCreated using FigmagoogleCreated using FigmaИCreated using FigmaИдеяCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaGroupCreated using FigmaLoginCreated using Figmalogo_blackCreated using FigmaLogoutCreated using FigmaMail.ruCreated using FigmaМаркер юнитаCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaРазвернуть лекциюCreated using FigmaГромкость (выкл)Created using FigmaСтрелкаCreated using FigmaodnoklassnikiCreated using FigmaÐCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaПлейCreated using FigmaДоп эпизодыCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmarssCreated using FigmaСвернуть экранCreated using FigmaComponentCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaШэрингCreated using FigmaГромкостьCreated using FigmaСкорость проигрыванияCreated using FigmatelegramCreated using FigmatwitterCreated using FigmaCreated using FigmaИCreated using FigmavkCreated using FigmavkCreated using FigmaЯCreated using FigmaЯндексCreated using FigmayoutubeCreated using FigmaXCreated using Figma
Курс: Бетховен: похищение божественного огня
Курс: Бетховен: похищение божественного огня
  1. Бетховен: легенды, мифы и реальность

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    48:40
    48:40
    1. 1.1Биографы и Бетховен
      08:03
    2. 1.2Музыкант расправил плечи
      14:24
    3. 1.3Патетическая соната
      14:39
  2. «Героическая симфония»

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    46:29
    46:29
    1. 2.1Музыка «Гейлигенштадского завещания»
      18:03
    2. 2.2Оратория «Христос на Масличной горе»
      17:08
  3. Соната-фантазия: Бетховен за роялем

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    58:11
    58:11
    1. 3.1История «Аппассионаты»
      29:00
    2. 3.2Концерт для героя с оркестром
      50:29
  4. «Симфония судьбы»: Пятая симфония

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    40:30
    40:30
    1. 4.1«Кориолан»: герой на сцене истории
      15:45
  5. «Пасторальная симфония»: природа и художник

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:03:52
    1:03:52
    1. 5.1Сурок и прочие звери
      33:25
  6. «Фиделио»: история многострадальной оперы

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:09:35
    1:09:35
  7. Бетховен и Россия

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:39:09
    1:39:09
    1. 7.1Шотландские песни Бетховена
      28:58
    2. 7.2Концерт наций под управлением Бетховена
      21:55
  8. Бетховен и Гёте

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:01:31
    1:01:31
    1. 8.1Загадка Элизы
      19:54
    2. 8.2Далекая возлюбленная Бетховена
      29:32
  9. Скрипка Бетховена

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:15:44
    1:15:44
    1. 9.1Бетховен в 1809 году
      31:45
    2. 9.2Триумф и катастрофа
      22:39
    3. 9.3Игра в классики: 8-я симфония Бетховена
      20:42
  10. Торжественная месса Бетховена

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:31:13
    1:31:13
  11. Девятая симфония

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:15:36
    1:15:36
    1. 11.1Легенда Десятой симфонии
      25:43
  12. Поздние сонаты и квартеты

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:30:11
    1:30:11
    1. 12.133 вариации. Гений и банальность
      30:07
К чтению лекции
Курс: Бетховен: похищение божественного огня
Курс: Бетховен: похищение божественного огня
  1. Бетховен: легенды, мифы и реальность

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    48:40
    48:40
    1. 1.1Биографы и Бетховен
      08:03
    2. 1.2Музыкант расправил плечи
      14:24
    3. 1.3Патетическая соната
      14:39
  2. «Героическая симфония»

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    46:29
    46:29
    1. 2.1Музыка «Гейлигенштадского завещания»
      18:03
    2. 2.2Оратория «Христос на Масличной горе»
      17:08
  3. Соната-фантазия: Бетховен за роялем

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    58:11
    58:11
    1. 3.1История «Аппассионаты»
      29:00
    2. 3.2Концерт для героя с оркестром
      50:29
  4. «Симфония судьбы»: Пятая симфония

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    40:30
    40:30
    1. 4.1«Кориолан»: герой на сцене истории
      15:45
  5. «Пасторальная симфония»: природа и художник

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:03:52
    1:03:52
    1. 5.1Сурок и прочие звери
      33:25
  6. «Фиделио»: история многострадальной оперы

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:09:35
    1:09:35
  7. Бетховен и Россия

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:39:09
    1:39:09
    1. 7.1Шотландские песни Бетховена
      28:58
    2. 7.2Концерт наций под управлением Бетховена
      21:55
  8. Бетховен и Гёте

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:01:31
    1:01:31
    1. 8.1Загадка Элизы
      19:54
    2. 8.2Далекая возлюбленная Бетховена
      29:32
  9. Скрипка Бетховена

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:15:44
    1:15:44
    1. 9.1Бетховен в 1809 году
      31:45
    2. 9.2Триумф и катастрофа
      22:39
    3. 9.3Игра в классики: 8-я симфония Бетховена
      20:42
  10. Торжественная месса Бетховена

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:31:13
    1:31:13
  11. Девятая симфония

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:15:36
    1:15:36
    1. 11.1Легенда Десятой симфонии
      25:43
  12. Поздние сонаты и квартеты

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    1:30:11
    1:30:11
    1. 12.133 вариации. Гений и банальность
      30:07
К чтению лекции

Транскрипт

Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
29:32
29:32

8.2 Далекая возлюбленная Бетховена

В апреле 1816 года Бетховен написал цикл песен «К далекой возлюбленной». Стихи ему прислал молодой врач и поэт-любитель Алоиз Йейтелес. Вряд ли можно назвать эти стихи поэтическим шедевром, но они действительно милы, искренни, и Бетховен явно принял их очень близко к сердцу. Это был первый романтический цикл песен в истории музыки. Знаменитые циклы Шуберта «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» были написаны несколькими годами позднее. Но циклы Шуберта представляют собой своеобразные романы в песнях, а цикл Бетховена назван им словом Liederkreis, что значит «круг песен», и это следует понимать совершенно буквально. Шесть песен сменяют друг друга непрерывно, без пауз, а в конце последней, шестой песни еще раз возникает мелодия первой. Получается смысловое и мелодическое кольцо. И эта форма напоминает скорее послание, письмо в песнях.

В эпистолярном наследии Бетховена примерно такое письмо уже существовало, только при его жизни никто о нем не знал. После смерти композитора в потайном ящичке его шкафа было обнаружено письмо к неназванной женщине. Не было ни адреса, ни имени, ни даже инициала, но в тексте Бетховен называл ее своей «Бессмертной возлюбленной». Под этим поэтическим именем она и вошла в бетховенистику. Никто достоверно не может сказать, кем была эта женщина. Попытки разгадать эту тайну начались сразу после кончины Бетховена, и первая кандидатура, которая пришла на ум его биографу Антону Шиндлеру, — Джульетта Гвиччарди, которой посвящена так называемая «Лунная соната». Но роман с Джульеттой Гвиччарди завершился еще в 1803 году, и по своему психологическому типу она явно не тянула на музу Бетховена, самую большую любовь его жизни, поэтому поиски продолжились.

На роль Бессмертной возлюбленной предлагали самых разных женщин, знакомых Бетховена, его учениц, его поклонниц. Кого там только не было! Во второй половине XX века наиболее подробно обсуждались две кандидатуры. Американский исследователь Майнард Соломон поставил перед собой задачу: найти в окружении Бетховена женщину, которая бы до лета 1812 года жила в Вене, потом бы покинула этот город и с Бетховеном больше никогда не виделась. Дело в том, что год написания письма теперь уже установлен, 1812 год, а в тексте письма упоминалась дата: понедельник, 6 июля.

На понедельник это число выпадало в течение жизни Бетховена сразу на несколько лет, но из текста письма, из каких-то реалий, намеков удалось выяснить, что речь шла именно об июле 1812 года, когда Бетховен поехал на чешские курорты. Письмо было написано из Теплица, и в нем же упоминался населенный пункт К., вероятно, Карлсбад (теперешние Карловы Вары). Так вот, женщина эта должна была иметь возможность встретиться с Бетховеном в Праге 3 июля, потом она должна была уехать в Карлсбад, и, вероятно, там они должны были еще раз встретиться. Казалось бы, Майнард Соломон нашел такую женщину. Ее имя давно было известно исследователям жизни и творчества Бетховена, просто никому не приходило в голову отождествлять ее с Бессмертной возлюбленной.

Это была Антония Брентано, уроженка Вены, но жена богатого коммерсанта из Франкфурта-на-Майне Франца Брентано. В 1809 году она вернулась в Вену, чтобы ухаживать за своим смертельно больным отцом, а потом осталась как раз до конца июня 1812 года, чтобы разбираться с его обширным наследством: художественные коллекции, библиотека, собрание всяких диковинок. Это нужно было систематизировать, чтобы затем продать. Бетховен действительно дружил с Антонией и с ее мужем. Когда в 1810 году в Вену приехала младшая сестра Франца, Беттина Брентано, то именно Антония познакомила ее с Бетховеном. Действительно, супруги Брентано поехали по тому же маршруту, которым следовал Бетховен, действительно, 3 июля и он, и супруги Брентано оказались в Праге, а потом они уехали в Карлсбад, куда Бетховен затем, спустя какое-то время, тоже приехал, более того, остановился в одной с ними гостинице. Казалось бы, все ясно, загадка разрешена, неизвестная дама найдена.

Но не все так просто. Дело в том, что после 1812 года, хотя Бетховен больше не видел супругов Брентано, переписка между ними продолжалась. Сохранились письма Бетховена и к Антонии, и к Францу, причем его письма к Францу выдержаны в совершенно непринужденном, дружеском тоне, и порой они даже более теплые по тону, чем его письма к Антонии. Бетховен позаимствовал у Франца довольно значительную сумму денег, и тот благородно ему не напоминал о необходимости погасить этот долг, и Бетховен, тронутый таким великодушием, называл супругов Брентано лучшими людьми на свете, своими лучшими друзьями и так далее. Эта ситуация совершенно не вяжется с атмосферой страстного, но отчаянного и безнадежного романа, который должен был бы развернуться в июле 1812 года на глазах изумленного Франца Брентано.

И вряд ли обманутый муж мог бы вести себя со своим соперником именно таким образом, а соперник — как ни в чем не бывало заимствовать у него большие суммы денег. Это совершенно неправдоподобно с психологической точки зрения и противоречит всему, что мы знаем о Франце Брентано и о Бетховене. Поэтому, возможно, найденные Соломоном совпадения — это действительно просто совпадения, в которых нет никакой тайны, поскольку Бетховен хорошо представлял себе, куда направляются супруги Брентано, и ехал примерно тем же маршрутом. Однако версия, касающаяся Антонии Брентано, до сих пор очень популярна среди американских исследователей.

В Европе на этот счет существует другое мнение, и оно тоже поддерживается весьма авторитетными биографами и исследователями. Еще в 1954 году Зигмунд Кацнельсон опубликовал книгу «Блуждающая тайна», в которой выдвигал версию, что Бессмертной возлюбленной была графиня Жозефина Дейм, в девичестве графиня Брунсвик, во втором браке баронесса Штакельберг. Тогда еще не были известны письма Бетховена к Жозефине Дейм, они были опубликованы только в 1957 году, и из них явствовало, что между ними действительно существовал страстный взаимный роман, но этот роман развивался между 1804 и 1807 годами, когда Жозефина оказалась молодой вдовой графа Дейма с четырьмя маленькими детьми на руках. Бетховен пытался утешать ее музыкой, давал ей уроки, устраивал у нее дома концерты.

Она тоже его любила, но так и не решилась сделать последнего шага, стать его женой. Дело было не только в ее аристократической гордости и сословных предрассудках. Жозефина хорошо представляла себе, что, если бы она пошла наперекор своей семье, графской семье Брунсвик, и стала бы женой простолюдина Бетховена, у нее бы отняли всё: и титул, и состояние, но, главное, отняли бы ее четырех детей. По законам Австрийской империи Бетховен не мог быть ни их приемным отцом, ни их официальным опекуном. Этого Жозефина боялась сильнее всего, это был самый главный страх ее жизни, что у нее отнимут детей, которых она очень любила. Поэтому осенью 1807 года под давлением своей семьи, в том числе и сестры Терезы Брунсвик, которую тоже иногда прочили на роль Бессмертной возлюбленной, Жозефина решила порвать отношения с Бетховеном. Она просто перестала его принимать, безо всяких объяснений, потом уехала из Вены, через некоторое время вышла замуж второй раз.

И этот второй ее брак, с бароном Кристофом фон Штакельбергом, оказался неудачным. Они постоянно ссорились, и как раз летом 1812 года Жозефина покинула супруга. Между ними был разрыв, возможно, она думала, что навсегда. Штакельберг угрожал, что отнимет у нее детей, причем не только своих, двух девочек, рожденных в этом новом браке, но и детей от графа Дейм. Венская исследовательница Рита Стеблин, добравшаяся до семейного архива графов Дейм, не нашла там однозначных доказательств, но обнаружила некоторую вероятность того, что Жозефина как раз в начале июля 1812 года могла отправиться в Прагу, чтобы попытаться найти там адвоката, ведь семья Дейм — это были чешские графы.

А потом она могла иметь намерение отправиться в Карлсбад, чтобы припасть к стопам императора Франца и умолять его о защите. Она могла путешествовать инкогнито, с ней такое иногда происходило, и теоретически она могла встретить Бетховена в Праге, совершенно внезапно, между ними могли вспыхнуть прежние чувства. Потом она вдруг быстро вернулась в Вену, примирилась со своим мужем, некоторое время между ними царила гармония. И — самое загадочное обстоятельство — ровно через 9 месяцев после предполагаемого свидания в Праге Жозефина родила девочку. Ее назвали Минона фон Штакельберг, и барон Штакельберг не сомневался, что это его дочь, хотя сейчас некоторые предполагают, что она могла быть и дочерью Бетховена, если свидание в Праге состоялось именно с Жозефиной.

Конец этой истории был довольно печальным. Супруги Штакельберг все-таки рассорились окончательно и расстались. Развода не было, но барон уехал к себе на родину, в теперешнюю Эстонию, и отобрал-таки у Жозефины трех девочек, рожденных в этом втором браке. Сначала он увез их в неизвестном Жозефине направлении, потом обнаружилось, что они воспитываются в закрытом пансионе под Ревелем (теперь это Таллин). Жозефина осталась в Вене. Она предпочитала называть себя графиней Дейм, а не баронессой Штакельберг.

Дети от графа Дейма остались с ней, но чем дальше, тем печальнее складывались ее жизненные обстоятельства. У нее была прогрессирующая болезнь, что-то вроде нервного истощения. Последние годы своей не очень долгой жизни — а умерла она в 1821 году, ей было немножко за 40 лет — она провела фактически в постели и буквально в нищете. Семья Брунсвик от нее отступилась, ей больше не оказывали помощи ни брат, Франц Брунсвик, ни сестра, ни тем более мать, которая считала, что Жозефина сама виновата во всех своих бедствиях.

Некоторые исследователи считают, что ее смерть повлияла на Бетховена очень пагубно. В течение 1821 года он почти ничего не сочинял. Сохранилось очень мало его писем за этот период, и они сугубо деловые. Создается впечатление, что он ушел в себя и погрузился в депрессию.

Версию о том, что Бессмертной возлюбленной могла быть Жозефина Дейм, развивали в своих исследованиях Мария Элизабет Телленбах. Ее книга так и называется, «Жозефина Брунсвик, Бессмертная возлюбленная Бетховена». Эта версия сочувственно рассматривается в книге Гарри Голдшмидта «Бессмертная возлюбленная: опыт исследования», и в наши дни уже называвшаяся мной Рита Стеблин довольно много об этом писала (не в книге, книги на эту тему у нее нет, но есть несколько статей) и некоторые другие исследователи.

Нельзя сказать, что здесь все точки расставлены над «и»: слишком много неизвестных в этой истории, слишком много предположений, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Можно, правда, предположить, что именно в 1816 году, когда был написан цикл «К далекой возлюбленной», Бетховен встречался с Жозефиной Дейм один раз. Это было в ее доме, на концерте, который устроил скрипач Игнац Шупанциг перед отъездом на большие гастроли. Бетховен на этом концерте был, там исполнялись только его сочинения, и можно предположить, что Жозефина тоже там была. Она была хорошо знакома с Шупанцигом и в молодости играла вместе с ним скрипичные сонаты Бетховена.

Кроме того, весну и лето 1816 года Жозефина провела в Бадене, курортном городке относительно недалеко от Вены, и летом Бетховен тоже там был. Баден — городок небольшой. Мест, в которых могли бы встречаться отдыхающие, не так много: центральная аллея, парк, купальни, павильоны, где предлагали минеральные воды, церковь. В общем-то, встречаться можно было на относительно небольшом пятачке, и трудно представить себе, что Жозефина и Бетховен, давно знакомые, гордо проходили мимо друг друга, делая вид, что они друг друга не узнают. Скорее всего, они общались, но после этого — думается, что уже вряд ли. Семья Брунсвик по-прежнему была на страже, они по-прежнему не желали, чтобы между Жозефиной и Бетховеном существовали какие-то близкие отношения, а, кроме того, над ней постоянно висела угроза, что у нее отберут детей за какое-либо неподобающее поведение. Как прежний ее роман с Бетховеном тщательно скрывался от глаз окружающих, так и возможные отношения в 1816 году тоже оставались, по возможности, скрытыми.

Невозможно утверждать, что мы должны непременно делать выбор между этими двумя версиями: Антония Брентано или Жозефина Дейм. Не исключено, что Бессмертной возлюбленной могла быть какая-то другая женщина, имя которой было известно Бетховену, но неизвестно нам. Гипотезы на этот счет тоже выдвигались разные, иногда довольно экзотические. Например, чешский исследователь Олдрих Пулькерт нашел графиню Альмерию Эстергази, которая находилась в Праге и в Карлсбаде одновременно с Бетховеном в 1812 году. Все прекрасно, только нет никаких свидетельств того, что они вообще были знакомы. Могли быть знакомы, да, но никаких документов, подтверждающих их встречи и то, что они вращались в одном кругу, не существует.

Так или иначе в то роковое лето 1812 года Бетховен не только встретился в Теплице с кумиром всей своей жизни, великим поэтом Гёте, но также встретился и навсегда расстался с загадочной Бессмертной возлюбленной. Видимо, эта дама была замужем, союз между ними был невозможен, но Бетховен дал в этом письме клятву, что он никогда не нарушит верности ей, и эту клятву он сдержал. После 1812 года он больше не строил никаких планов обзаведения семьей. Иногда к нему проявляли благосклонность девушки, молодые дамы, но он вел себя очень сдержанно, чтобы не подавать им никаких ложных надежд. И практически нет никаких сомнений в том, что цикл песен «К далекой возлюбленной» был обращен все к той же загадочной Бессмертной возлюбленной.

Литература

  1. Бетховен Л. ван. Письма. В 4 томах. Т. 2: 1812—1816. М., 2013.
  2. Кириллина Л.В. Бетховен. ЖЗЛ. Изд 2-е. М., 2019.
  3. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. В 8 выпусках. Вып. 6: Благодарение Бетховену; Гёте и Бетховен; Возлюбленные Бетховена. М.—СПб, 2019.
  4. Goldschmidt H. Um die Unsterbliche Geliebte. Eine Bestandsaufnahme, Leipzig, 1977.
  5. Solomon M. New light on Beethoven's letter to an unknown woman, in: The Musical Quarterly, 1972, Vol. 58, S. 572–587.
  6. Tellenbach M.-E. Beethoven und seine „Unsterbliche Geliebte“ Josephine Brunswick. Ihr Schicksal und der Einfluß auf Beethovens Werk, Zürich, 1983.
  7. Steblin R. Josephine Gräfin Brunswick-Deyms Geheimnis enthüllt: Neue Ergebnisse zu ihrer Beziehung zu Beethoven, in: Österreichische Musikzeitschrift, Jg. 57, Heft 6/2002, S. 23–31.
  8. Klapproth J. The Immortal Beloved Compendium. Everything About the Only Woman Beethoven Ever Loved – And Many He Didn't. Charleston, 2016.

В целях улучшения качества сервиса мы собираем и используем cookie-файлы и некоторые другие данные на сайте в аналитических и маркетинговых целях. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь на сбор и использование cookie-файлов и другой информации в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.