Портреты Третьяковской галереи
Добрый день! С вами Татьяна Ильина, и сегодня у нас четвертая встреча из цикла о передвижниках. Сегодня мы поговорим о портрете в творчестве «Товарищества передвижных художественных выставок». В основном мы сосредоточимся на портретах, появлявшихся на передвижных выставках. Часто они приобретались оттуда Павлом Михайловичем Третьяковым, иногда сразу на этой выставке (они создавались по его личному заказу), иногда приобретения происходили спустя несколько лет. Но Павел Михайлович с самого начала целенаправленно собирал для своей галереи портреты лучших деятелей эпохи. Его выбор был достаточно необычным, потому что те, кого Репин назвал в письме к Павлу Михайловичу «лица, дорогие нации», – прежде всего были деятелями культуры. Павел Михайлович никогда не заказывал художникам ни портреты царских особ, ни портреты политиков и представителей власти, ни полководцев. Это были исключительно деятели культуры – писатели, художники, композиторы. Именно это отличает список портретов, заказанных Третьяковым и приобретенных уже готовыми (некоторые из них создавались по инициативе самих художников).
До передвижных выставок публика не очень хотела смотреть на портреты Как справедливо заметил один из критиков, не всегда бывает интересно смотреть на портрет незнакомого человека. Но портреты, появившиеся на выставках «Товарищества», были портретами совсем иного плана. Если это и был заказ Павла Михайловича Третьякова, который с 1869 года, то есть за год до создания «Товарищества», начал формировать эту портретную галерею, то это скорее был общественный заказ. Это были знаменитые, интересные люди: писатели, поэты, художники. Что отличает портреты передвижников – это то, что они создают прежде всего психологические портреты. Крамской, Перов и другие художники отказываются от дополняющих образ аксессуаров, как это было, например, в портретах XVIII века, где всегда любовно написаны вещи, предметы, обстановка. Они не только показывают мастерство художника, их не только любопытно разглядывать, но они всегда являются характеристиками образа и определенными символами. Но здесь внимание всегда сосредоточено прежде всего на лице человека, на его глазах как на зеркале души. Чистяков, как высший комплимент художнику-портретисту, говорил о портретах – «глядит». Эти портреты действительно глядят, смотрят, и иногда смотрят прямо в душу, что отличает их и от портретов современных салонных художников, и от портретов предыдущей эпохи.
Пантеон славы. Художники, писатели, ученые
Многие эти портреты создавались по инициативе Павла Михайловича Третьякова, часто по прямому его заказу, но также это были и портреты, которые сами передвижники писали со своих коллег. Это тоже говорит о том, что была потребность создать не просто галерею образов, а своего рода иконостас славы, где люди предстают как бы участниками такого единого духовного сообщества. Эта идея витала в воздухе.
Иногда это все-таки портрет-картина, как портрет Ивана Шишкина. Крамской дружил с Шишкиным, они часто вместе отправлялись на этюды. Этот портрет также написан в Тульской области, где они вместе снимали дачу. Мы здесь видим Шишкина именно таким, каким представляем его по знаменитым лесным пейзажам – в болотных сапогах, с переносным мольбертом и зонтиком, позволяющим выставить свет. Его уверенная и в то же время свободная поза дает ощущение того, что он выбирает один из новых видов, который потом воплотит в своем лесном пейзаже.
Также по желанию Крамского был создан этот портрет. Третьяков сам не заказывал свой портрет, он был скромным человеком. Хотя многие художники мечтали его написать, удалось это сделать только двоим: это Иван Николаевич Крамской – это наиболее ранний портрет, написанный с натуры, – и позднее это портрет Репина, второй вариант, созданный уже после смерти основателя галереи. Именно этот портрет мы видели на самом первом слайде к сегодняшней лекции.
Здесь особенно хорошо видно, что образы, создаваемые передвижниками, часто аскетичны, прежде всего доносят одухотворенность, которую мы ощущаем в этих портретах. Они могут быть написаны в теплой красочной гамме или в холодной, но тем не менее именно внутреннее ощущение служения чему-то почти религиозному, какой-то высокой идее ощущается почти во всех портретах, созданных этими художниками.
Вот портрет, написанный по прямому заказу Третьякова. Это портрет Достоевского. Этот портрет остался единственным прижизненным портретом писателя. У Третьякова также был дар угадывать, какому именно художнику чей портрет лучше всего поручить, кто лучше всего способен выполнить свою задачу. И Достоевского, и Перова современники называли совестью своей эпохи. Поэтому в данном случае они совпали, и был создан удивительный образ, передающий не просто образ знаменитого писателя, но являющий своего рода пластическую формулу раздумья о судьбах человечества.
Современников, которые видели этот портрет впервые на второй передвижной выставке, поразило, что этот портрет был создан одновременно с картиной Крамского «Христос в пустыне», где почти такая же поза, напряженно сцепленные на коленях руки, углубленный в себя взгляд, крайняя аскетичность, напряженность мысли, концентрация энергии внутри, ощущающаяся в обоих этих произведениях. Зрители были потрясены таким совпадением в двух совершенно разных произведениях, создававшихся независимо друг от друга, но говоривших об одном, хотя один портрет был современника, а другой – евангельский сюжет. Тем не менее Крамской о «Христе в пустыне» говорил, что это о каждом из нас: продать Бога за копейку или не уступить злу ни шагу.
Многие персонажи портретов, создававшихся по заказу Третьякова, предстают как такие старцы, почти святые. Портрет Владимира Ивановича Даля Перова являет нам такой образ. Он изображен в последний год своей жизни, когда он словно подводит итоги. В нем есть что-то такое почти иконное.
Также по заказу Третьякова был написан и портрет знаменитого писателя Островского. Он писал о тех самых обитателях Замоскворечья, где была создана Третьяковская галерея. Здесь, например, халат, опушенный беличьим мехом. Это принцип, который любил применять еще Тропинин в своих портретах, отчего его портреты часто называют «халатный жанр»: это подчеркивание частной жизни человека, права на частную жизнь, домашнего уюта. Но здесь с этим мягким мехом, с этой кряжистой фигурой контрастирует острый взгляд голубых глаз, выдающий писателя.
В данном случае перед нами портрет купца Камынина, написанный не по заказу Третьякова, а по заказу семьи самого купца, такого жесткого, расчетливого. Хотя первые годы Камынин и его семья давали этот портрет на выставки, но потом, видимо, услышав отзывы о нем как об обличительном произведении, перестали это делать, он хранился исключительно в семье. Позднее он уже попал в Третьяковскую галерею.
Иногда Павел Михайлович Третьяков заказывал портреты и тех знаменитых деятелей культуры, которых уже не было в живых. Так, например, Репин по его заказу написал портрет Глинки. Поскольку портрет не мог быть написан с натуры, Репин выбрал написать не портрет, а картину, где знаменитый композитор изображен в процессе работы над «Русланом и Людмилой» и у него в руках нотные листы.
Крамской создает традиционного типа портрет – погрудный, стилизованный под фотографию. Работать в таких случаях было нелегко. Но Павел Михайлович всегда способствовал тому, чтобы предоставить художнику все материалы. Если он заказывал портреты своих современников, именно он брал на себя договоренности со знаменитыми писателями и поэтами. Далеко не все хотели позировать, например Толстой активно отказывался, и только Крамской сумел его уговорить. Также Павел Михайлович Третьяков помогал встретиться с теми людьми, которые знали еще, например, Грибоедова или других персонажей заказанных им портретов.
Сложность работы состояла и в том, что Павел Михайлович Третьяков стремился контролировать этот процесс. Иногда он отправлял портреты на доработку. В данном случае это тоже было так. Например, появлялось какое-то новое свидетельство или он находил человека, который, взглянув на портрет, говорил, что такой детали внешности не было или что-то другое было, что здесь не учтено. Несколько раз Крамской дорабатывал портрет таким образом. Еще в ту пору, когда портрет находился в мастерской на мольберте, по инициативе Третьякова на него приходили посмотреть люди, помнившие Грибоедова, и какие-то изменения вносились в соответствии с их пожеланиями.
Естественный способ работы нарушался, потому что это как при составлении фоторобота – глаза такие же, подбородок такой же, а в целом, может быть, чего-то не хватает. Этот портрет вызвал достаточно большую критику, хотя он вошел в историю искусства и во всех учебниках мы видим именно этот вариант портрета, созданного Иваном Николаевичем Крамским.
Портреты Толстого
Одной из самых больших удач портретной галереи, задуманной Третьяковым, наряду с портретом Достоевского, созданным Перовым, стал портрет Льва Николаевича Толстого. Лев Николаевич достаточно долго отказывался позировать художникам. Какие у него были на это причины, сложно сказать. Может быть, он считал, что нет достойного художника, способного воплотить его в портрете. Впоследствии, когда портрет все-таки был создан Крамским, Толстой требовал, чтобы портрет не появлялся на выставке, хотя портрет был приобретен Павлом Михайловичем Третьяковым, когда Крамской создал его. И, встретившись не раз и не два с отказом со стороны Толстого, Третьяков писал Крамскому, что «вся надежда только на вас, Иван Николаевич». Видимо, Крамской как художник и автор психологических портретов обладал и даром психолога. Хотя такой профессии тогда не было. Он сумел-таки уговорить Льва Николаевича, отправившись к нему в Ясную Поляну.
Получив отказ, как и все другие художники до него, Крамской сумел найти аргументы, как убедить знаменитого писателя, он сказал: «Я уважаю ваш отказ и я, конечно, сейчас уеду, но знаете, что хочу сказать вам напоследок: что ваш портрет все равно будет в Третьяковской галерее». Толстой удивился, даже вспылил: «Как так?!» И Крамской ему сказал: «Что ж, раз вы не хотите позировать, значит, при вашей жизни, разумеется, портрет такой не будет создан. Но вот потом, когда вас не будет, по какой-нибудь, может быть, плохой фотографии, может быть, не самым лучшим художником этот портрет обязательно напишут, и вот таким вы останетесь в истории». Вероятно, этот аргумент убедил Толстого, и он согласился позировать Крамскому, высказав пожелание, чтобы художник одновременно выполнял два портрета, что и было сделано по просьбе писателя.
Было написано два портрета: один из них остался в Ясной Поляне, где он и до сих пор находится, а второй отправился в галерею Третьякова. Даже больше, чем в других портретах, созданных Крамским и другими художниками, потрясает тот самый знаменитый «сверлящий взгляд», как говорили современники, знавшие Льва Николаевича Толстого лично. Потрясает и дар художника.
Причем с натуры ему удалось написать только голову писателя, все остальное выполнялось в мастерской, поскольку Лев Николаевич позировал не так уж и долго. Но этот взгляд, который буравит буквально до глубины души, видит такие ее дальние закоулки, куда мы не заглядывали! Под этим взглядом, «сверлящим», «сканирующим», как мы бы сказали сегодня, они словно начинают шевелиться. Даже среди других портретов, на фоне других прекрасных портретов и Перова, и Крамского, и других художников, этот портрет, по выражению Чистякова, «глядит» выразительнее всех.
Сам Толстой, согласившийся позировать, позднее с мрачным сарказмом говорил о себе, что «я теперь, как гимназистка, потерявшая невинность, не отказываю больше никому». Многие художники после писали Толстого, не только портреты, но и картины с его изображением. Иконография портретов и других изображений Толстого насчитывает даже не десятки, а сотни самых разных произведений. Писали его многократно и Репин, и Ге, которые были с ним дружны.
Например, такой портрет, самый необычный из всех портретов Толстого, был создан Николаем Николаевичем Ге. Он появился на двенадцатой передвижной выставке и вызвал большую критику со стороны и зрителей, и тех, кто писал об этом портрете. Прежде всего потряс новый принцип изображения, когда мы не видим глаз. Это всегда считалось основным качеством портрета. Смотрит на нас модель или нет, но мы видим глаза, мы видим взгляд, глаза – зеркало души. А здесь не видно глаз. Толстой изображен за работой, он полностью погружен в эту работу. Это было не принято большинством зрителей. Сегодня мы видим, что этот портрет говорит о Толстом ничуть не меньше, чем другие созданные с него портреты. А тогда у современных критиков встречались и такие выражения: «Ну вот, мы теперь видим только лоб писателя, не видим его глаз, что же мы увидим в следующий раз? Наверное, увидим затылок. Может быть, очень похожий, но что нам затылок этот скажет?» Тем не менее здесь и лоб, и глаза, и рука, и листы бумаги на столе говорят о Толстом очень много.
Также Илья Ефимович Репин создал много портретов Толстого, в том числе была создана картина «Пахарь», где по меже за плугом идет Толстой. Этот портрет появился на шестнадцатой передвижной выставке и тоже был приобретен Павлом Михайловичем Третьяковым.
А бывало так, что Третьяков заказывал портреты какому-то художнику, и эти портреты все-таки его не устраивали. Он их либо не приобретал, либо приобретал, а потом передавал в другой музей. Так, например, один из таких заказанных портретов он передал Радищевскому музею. Это тоже замечательный просветительский проект, созданный в Саратове Боголюбовым в честь своего деда на деньги самого художника. Коллекция, принадлежавшая ему, была подарена этому музею.
Сейчас перед нами портрет работы Николая Ярошенко, также одного из ведущих передвижников, написанный по прямому заказу Третьякова, но создателя галереи он не устроил. Здесь Толстой не выглядит великим писателем и великим философом – наверное, именно это не устроило Павла Михайловича (критики тоже писали об этом). Но в данном случае это была принципиальная позиция художника. Портрет достаточно поздний, он написан в 1894 году. Ярошенко стремился написать Толстого именно как человека, которому изнутри присущи качества, сделавшие его великим в глазах и современн...