АCreated using FigmaVectorCreated using FigmaПеремоткаCreated using FigmaКнигиCreated using FigmaСCreated using FigmaComponent 3Created using FigmaOkCreated using FigmaOkCreated using FigmaOkЗакрытьCreated using FigmaЗакрытьCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaGroupCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using Figma��� �������Created using FigmaEye 2Created using FigmafacebookCreated using FigmaVectorCreated using FigmaRectangleCreated using FigmafacebookCreated using FigmaGroupCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaНа полный экранCreated using FigmagoogleCreated using FigmaИCreated using FigmaИдеяCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaGroupCreated using FigmaLoginCreated using Figmalogo_blackCreated using FigmaLogoutCreated using FigmaMail.ruCreated using FigmaМаркер юнитаCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaРазвернуть лекциюCreated using FigmaГромкость (выкл)Created using FigmaСтрелкаCreated using FigmaodnoklassnikiCreated using FigmaÐCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaПлейCreated using FigmaДоп эпизодыCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmarssCreated using FigmaСвернуть экранCreated using FigmaComponentCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaШэрингCreated using FigmaГромкостьCreated using FigmaСкорость проигрыванияCreated using FigmatelegramCreated using FigmatwitterCreated using FigmaCreated using FigmaИCreated using FigmavkCreated using FigmavkCreated using FigmaЯCreated using FigmaЯндексCreated using FigmayoutubeCreated using FigmaXCreated using Figma
Курс: Как читать архитектуру
Курс: Как читать архитектуру
  1. Зачем нам архитектура

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    53:42
    53:42
    1. 1.1Как мы выбираем архитектуру
      24:40
  2. Античность, ордер и другие «азбучные истины» архитектуры

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    1:13:19
    1:13:19
  3. Романика и готика: как поменялась архитектура с приходом христианства

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    53:36
    53:36
    1. 3.1Базилика Сан-Петронио в Болонье
      18:04
    2. 3.2Комплекс зданий страхового общества «Россия»
      18:45
  4. Архитектура эпохи Возрождения: как она родилась и что возрождала

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    46:46
    46:46
    1. 4.1Темпьетто, или идеальный храм эпохи Возрождения
      21:22
  5. Барокко и классицизм: два архитектурных полюса

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    54:26
    54:26
    1. 5.1Две городские больницы в стиле классицизм
      19:04
  6. Рококо, ампир и прочие герои

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    47:15
    47:15
    1. 6.1Храм «Всех скорбящих Радость», или специфика московского ампира
      15:49
    2. 6.2Московские деревянные усадьбы
      08:11
  7. Модерн и господство линий

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    59:48
    59:48
    1. 7.1Архитектура и дизайн ар-деко
      35:05
    2. 7.2Особняк Рябушинского
      38:12
    3. 7.3Конторский дом Ивана Сытина
      07:05
  8. Конструктивизм и что было дальше

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    43:14
    43:14
  9. Тотальность и тоталитарность архитектуры

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    43:14
    43:14
    1. 9.1Хрущевки
      21:56
    2. 9.2Классические ритмы Петровки 38
      10:48
  10. Архитектура новой реальности

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    46:35
    46:35
    1. 10.1«Дом под юбкой»
      15:20
    2. 10.2Дом на набережной
      16:39
    3. 10.3Доходные дома архитектора Нирнзее
      10:19
    4. 10.4«Зиккурат» на Оружейном
      06:34
К чтению лекции
Курс: Как читать архитектуру
Курс: Как читать архитектуру
  1. Зачем нам архитектура

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    53:42
    53:42
    1. 1.1Как мы выбираем архитектуру
      24:40
  2. Античность, ордер и другие «азбучные истины» архитектуры

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    1:13:19
    1:13:19
  3. Романика и готика: как поменялась архитектура с приходом христианства

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    53:36
    53:36
    1. 3.1Базилика Сан-Петронио в Болонье
      18:04
    2. 3.2Комплекс зданий страхового общества «Россия»
      18:45
  4. Архитектура эпохи Возрождения: как она родилась и что возрождала

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    46:46
    46:46
    1. 4.1Темпьетто, или идеальный храм эпохи Возрождения
      21:22
  5. Барокко и классицизм: два архитектурных полюса

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    54:26
    54:26
    1. 5.1Две городские больницы в стиле классицизм
      19:04
  6. Рококо, ампир и прочие герои

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    47:15
    47:15
    1. 6.1Храм «Всех скорбящих Радость», или специфика московского ампира
      15:49
    2. 6.2Московские деревянные усадьбы
      08:11
  7. Модерн и господство линий

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    59:48
    59:48
    1. 7.1Архитектура и дизайн ар-деко
      35:05
    2. 7.2Особняк Рябушинского
      38:12
    3. 7.3Конторский дом Ивана Сытина
      07:05
  8. Конструктивизм и что было дальше

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    43:14
    43:14
  9. Тотальность и тоталитарность архитектуры

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    43:14
    43:14
    1. 9.1Хрущевки
      21:56
    2. 9.2Классические ритмы Петровки 38
      10:48
  10. Архитектура новой реальности

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    46:35
    46:35
    1. 10.1«Дом под юбкой»
      15:20
    2. 10.2Дом на набережной
      16:39
    3. 10.3Доходные дома архитектора Нирнзее
      10:19
    4. 10.4«Зиккурат» на Оружейном
      06:34
К чтению лекции

Доп. эпизод

  1. 5.1Две городские больницы в стиле классицизм 19:04
    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте

Транскрипт

Для просмотра лекции необходимо купить курс
54:26
54:26

5. Барокко и классицизм: два архитектурных полюса

Что было после эпохи Возрождения: проблемы терминологии и понятие маньеризма

Здравствуйте, уважаемые слушатели! С вами Елена Охотникова, и это наш пятый разговор в контексте курса «Как читать архитектуру». Сегодняшние наши герои – это два больших стиля и два больших антагониста, барокко и классицизм.

В этом месте мы с вами подбираемся к очень интересной истории в принципе про архитектуру. До сей поры мы с вами более-менее шли по хронологии, и мы знали, что у нас есть дата, когда все началось, и дата, когда все закончилось. Где-то в этом промежутке у нас появляются признаки архитектурного стиля, которые мы сразу каталогизируем и понимаем: да, наверное, перед нами здание какого-то века или какого-то периода. Сейчас же мы с вами подбираемся к очень интересной истории. Дело в том, что про два этих стиля, барокко и классицизм – притом, что мы с вами знаем, когда они начались, – можно сказать, что они никогда не закончились. Как так вышло и почему так получилось, сейчас будем с вами разбираться.

Наш первый фигурант – это стиль барокко. Давайте вспомним, что наш последний разговор остановился на эпохе Возрождения. Мы долго и много рассуждали о том, как важно было людям в ту эпоху найти потерянную гармонию, понять, описать и просчитать ее, выразить ее в архитектуре. В этот период для искусства архитектура в определенном смысле становится идеальной формулой тех декораций, в которых должен жить новый человек с его уже новыми взглядами на мир и представлениями о правильном и прекрасном. Но эпоха Возрождения, большая, мощная, красивая, наполненная очень разными внутренними тенденциями, пришла к определенной развилке. От этой развилки у нас и появилось два антагониста – барокко и классицизм.

Так что, собственно говоря, тогда произошло? Художники, архитекторы и авторы эпохи Возрождения, как вы помните, искали потерянную гармонию. Они искали равновесие. Но мы с вами даже из нашего собственного человеческого опыта знаем, что как только мы достигаем точки равновесия, за ней начинаются колебания. Мы не можем находиться в состоянии остановленности. С Возрождением, если попытаться огрубить весь тот процесс, который происходил, это и произошло. Так получилось, что уже внутри самого Возрождения, позднего Возрождения, как бы пошли две такие линии, как эти идеи, и эти мысли стали развиваться. Одна линия крепко взялась и держалась за античные идеалы – за гармонию, равновесие, симметрию и все то, о чем мы с вами уже довольно много говорили. Забегая вперед, скажу, что эту линию подхватит и продолжит в веках, не заканчиваясь никогда, классицизм.

Но была еще одна линия, которая тоже вышла на самом деле из Возрождения. Возрождение, как вы помните, начало увлекаться не только идеально правильным, но и особым, то есть какими-то такими интересными штуками, которые позволяют посмотреть на мир и на все его многообразие с разных сторон. В позднем Возрождении появляется одно ответвление…

Признаться, я ужасно не люблю все эти терминологические штуки. Вообще мы с вами сейчас заходим на очень топкую почву. Потому что как только начинается терминология, сразу набираешь воздух и думаешь – господи боже мой, сейчас начнется. Потому что сколько сломано копий искусствоведов, критиков и всех остальных по поводу того, что каким термином называть! Мы знаем, что терминология обычно появляется после явления. Нередко название какого-то периода сначала появляется как ругательное – мы уже с вами такую историю видели в готике, и в барокко будет тоже примерно то же самое. То есть мы как бы пытаемся каталогизировать и обозначить что-то, чтобы как будто бы нам стало легче это понимать. Но на примере наших сегодняшних героев вы увидите, что каталогизация и попытка подвести под общий знаменатель разные явления не всегда бывает успешной.

Так вот, внутри позднего Возрождения появляется такая линия, которую назовут маньеризм. Условно говоря, это уход в манеру отдельных авторов, когда становится понятно, что некоторые художники в широком смысле слова, архитекторы в том числе, при их максимальной выучке и высоком уровне исполнения работы начинают вести свою линию. Они находят что-то особенное, какую-то свою манеру, что-то на самом деле противоречащее канону. Может быть, не идущее с ним прямо в разрез, но это попытка сделать еще один шаг за пределы в том числе эстетического, то есть того, что мы считаем красивым, что мы называем красивым, – это все история про маньеризм.

Архитектура маньеризма тоже существовала. Она не очень многочисленна, потому что все-таки по своей природе это явление не требует таких масштабных декораций. В дополнительном эпизоде к этому выпуску будет разговор именно про маньеристическую архитектуру. Но маньеризм закончился, и на сцену выходит барокко.

Ключевые черты стиля барокко

Давайте посмотрим, в каких условиях оно рождается – барокко, подхватившее тенденцию к чему-то необычному, к чему-то новому, к чему-то неправильному. Если говорить о термине, то что такое барокко? То, что вы сейчас перед собой видите, – это так называемая барочная жемчужина. Барокко – это, по сути дела, жемчужина неправильной формы. В этом месте человек с классическими, возрожденческими в том числе представлениями о мире должен был бы немножко повести носом и сказать: «Как это я могу видеть красоту в чем-то, что не идеально?» Но эта культура вдруг рассматривает все вне идеальности, то есть вне симметричности, вне правильности. Она создает новую эстетику. В этом и будет все барокко: попытка найти новую эстетику и воплотить ее в очень больших формах. Мы, грубо говоря, стартуем от формы необычной неправильной жемчужины, рожденной природой и этим миром. Мы не шлифуем ее, мы не делаем ее идеальной. Мы идем от ее формы и сущности. И эту сущность уже обрамляем в ту рамку, которая нам нужна.

Так вот, барокко – это попытка найти и вытащить на поверхность (в данном случае архитектурную) новый ритм, который бы соответствовал новой ситуации, в которой существует культура. Собственно говоря, в какой ситуации существует культура, что перед нами сейчас происходит? Тут можно поговорить про хронологию. Считается, что стиль барокко – это конец XVI века. Некоторые исследователи называют уже XVII век. Как я уже сказала, барокко, по сути дела, не заканчивается почти никогда, имея те или иные преломления.

Так что же это за период такой? Почему, наверное, самым ярким представлением о барокко, даже в глазу зрителя, который не занимается профессионально архитектурой, все-таки будет барочный Рим? Рим эпохи барокко – это целая отдельная глава, и архитектурная, и смысловая, и культурная. Мы с вами находимся в том историческом периоде, когда архитектура все больше становится тем, с помощью чего мы артикулируем, называем какие-то задачи, иногда политические, иногда социальные, и пытаемся их транслировать во внешний мир. Уже становится понятно, что архитектура – это, скажем так, декларация на века. Мы строим что-то такое, что спустя много-много времени расскажет нашим потомкам о том, какими мы были. Каким хочет быть Рим, что для него важно, почему именно в Риме происходит мощный старт барокко? Почему этот стиль, на самом деле, наверное, самый итальянский из всех стилей, архитектурных в том числе?

Нужно понимать, что для Рима, для столицы и центра католического мира, очень важно, с учетом всех политических и каких-то исторических моментов, продекларировать, рассказать об величии, которое Рим несет. Архитектура теперь должна транслировать эту мощную, очень торжественную, очень красивую волну красоты, богатства и всего остального. Другое дело, что ресурс на самом деле немножко ограничен. Надо понимать, что в архитектуре, так как форма большая, строится долго, мы всегда все равно сталкиваемся с экономическим запросом. Так что мы должны понимать, что не всегда на то, что мы хотим сказать, у нас есть средства. Поэтому перед архитекторами как бы появляется еще одна задача. С одной стороны, эта мощность и выразительность должны быть транслированы – чтобы у человека, попадающего в барочный Рим, аж дыхание должно перехватить от величия и красоты того, что он видит, чтобы не возникало никаких сомнений относительно того, что именно это центр католического мира, именно это центр религии и именно это в принципе центр всего. С другой стороны, весь этот эффект мы должны как бы создавать в том числе одновременно с уменьшением некоторых бюджетных составляющих.

Архитекторы барокко очень быстро и хорошо учатся прекрасным вещам, а именно берут на вооружение театральные эффекты. То есть барокко – это самый театральный стиль. Что значит театральный? Это значит, что у вас на первое место выходит эффект и впечатление. Когда вы как архитектор просчитываете свое здание, то есть как оно будет восприниматься, вы имеете в виду прежде всего это мощное первое впечатление, которое вы создаете. Вы убираете или уменьшаете ресурс на все, что является дополнительным. Это вам не готика, в которой каждая маленькая деталь вам обязательно транслировала какую-то философскую или богословскую идею, мы с вами про это говорили. Здесь нет. Здесь становится понятно, что у вас есть сцена и на этой сцене должен быть поставлен определенный спектакль. Как это выражается в архитектуре?

Поскольку мы с вами учимся читать архитектуру, мы сейчас в счастливом состоянии не как студенты-искусствоведы, которые привязаны к большому количеству памятников, которые нужно знать наизусть. У нас с вами немножко другая задача. Мы должны понять, как это работает, то есть какие элементы будут узнаваться и останутся самыми главными.

Фасады церкви Санта-Сусанна

То, что мы сейчас с вами видим, – это, по сути дела, первый большой и, может быть, самый знаковый пример барочного фасада. Это церковь Святой Сусанны, Санта-Сусанна в Риме, архитектор Карло Мадерна. Это именно барочный фасад. Мы очень часто, говоря о барокко, будем использовать слово «фасад» и рассматривать даже не все здание целиком, а только фасадную часть.

Это здание моментально разойдется в копиях. Собственно, как это все происходит: художники, архитекторы, граверы приезжают в Рим, все это срисовывают, и все это начинает распространяться по всему миру. Поэтому барокко у нас будет практически везде. Другое дело, интересно посмотреть, что в копиях сохраняется, а что исчезает. Но об этом чуть позже.

Давайте посмотрим, что здесь с фасадом и почему это уже барокко. Что здесь делает архитектор? Маленькая оговорка – кто это такой, Карло Мадерна. Вообще-то он – главный архитектор Рима. Это человек, у которого очень большая ответственность и очень большой ресурс. Это тот человек, который будет делать фасад собора Святого Петра – мы сегодня с вами еще увидим.

Начнем с того, что та точка, с которой мы смотрим, – это некоторая дистанция. Вы помните, что в архитектуре всегда очень важно понимать, куда вас хотел поставить архитектор, с какой точки вы лучше всего видите здание. Мы сейчас действительно как в театре, находимся, условно говоря, в зрительном зале, и перед нами разворачивается эта архитектурная сцена. Как она решена? Вы сразу, даже с некоторого отдаления, сканируете глазом и видите, что здание как бы поделено на два сегмента. Есть нижний ярус и верхний ярус. До того, как вы начали придирчиво внутренним сантиметром просчитывать, насколько они равномерны (а они равномерны на самом деле, то есть их высота практически одинаковая), первое, что вы видите – этот нижний ярус, который, собственно, для вас и предназначен. Посмотрите, как он решен, в чем здесь принципиальное отличие от архитектуры, например, эпохи Возрождения.

Что здесь появляется у барокко такого, эффектного и театрального, что нам с вами будет важно? Эту вещь мы с вами будем видеть везде и всюду. Посмотрите, как устроен фасад. Он устроен очень ритмически. В этом отношении барокко – это самый музыкальный стиль в архитектуре, это действительно очень похоже на музыку. В принципе для этой культуры музыка очень важна. Так что давайте попробуем представить, как разыграть эту партию буквально в звуках.

У вас есть первый, очень сильный аккорд в центре. Этот аккорд архитектурно подчеркивается парой колонн. Колонны большие, они занимают весь нижний ярус, и эти две объемные пары колонн создают вам первый сильный удар. Дальше, как и бывает, когда вы ударяете по клавишам, звук потихонечку начинает остывать, уходить, становиться тише, и мы видим, как по фасаду постепенная тишина расползается по бокам. У вас следующие колонны уже по одной. Это колонны уже не такие объемные, как первые две. Наконец, все это тихонечко уходит в боковые пилястры. То есть этот ритм фасада – это первая примета барокко, которую мы с вами считываем. Если мы видим, что на фасаде происходит какое-то движение, мы можем уже себе поставить галочку, что, может быть, это барокко.

Что еще для барокко характерно и что здесь мы уже тоже видим? Видите, как устроен здесь фронтон – эта верхняя часть, которая лежит на колоннах. Если бы это было здание эпохи Возрождения или, скажем, классицистическое здание, все было бы ровненько. У вас была бы одна линия. Но барокко придумывает и начинает использовать разорванный фронтон. Эту динамику еще иногда называют раскреповкой. Получается, что вроде у вас плоская стена, но детали этого фронтона как бы такой гармошечкой складываются, то есть они не равномерны. Это опять работа на динамику восприятия.

Теперь смотрите, на этом нижнем ярусе что мы еще можем увидеть, что нас еще должно привлечь? У нас есть фигуры в нишах. Фигуры в нишах – тоже не новость для архитектуры Возрождения, они были. Но они другие! Они здесь находятся тоже в динамике, причем эта динамика, если опять-таки обращаться к музыкальной метафоре, создает такое ощущение, что это некое музыкальное произведение, и здесь есть громкий аккорд входа и две немножко по-своему развивающиеся мелодии внутри ниш, в которых поставлены фигуры. Причем фигуры эти поставлены в небольшом симметричном развороте.

Дальше мы поднимаемся выше. Cо стороны мы видим, что верх более легкий и более экономичный в исполнении. Здесь, например, уже объемных колонн нет, они просто не нужны. Уже становится понятно, что эффект будет достигнут даже за счет пилястр, которые здесь используются. Мы видим довольно эффектную историю с синхронизацией верха и низа. Там тоже есть ниши и фигуры в этих нишах.

Посмотрите на еще одну прекрасную примету, которую очень полюбило барокко. Этот элемент тоже будет очень хорошо транслируем. Эти волюты по бокам, завитушечки. Такое ощущение, что от ионической колонны взяли самые красивые детали и вложили их туда. Похоже немножко на какую-то морскую раковину. Эта форма, этот контур, то есть как бы крупный геометрический низ, который по бокам обнимают эти круглящиеся детали, и дальше все сужается и уходит наверх, – все это станет примечательным для архитектуры барокко. Вы эту форму будете многократно видеть.

Поднимемся еще выше. На самом верху видим еще один очень важный момент, который барокко выдает как стиль. Там наверху, на самом-самом верху, где крест и эти башенки, мы видим балюстраду. По сути дела, балюстрада – это нечто, что отгораживает какой-нибудь балкон. Технически это нужно для того, чтобы человек, который там стоит, не выпал в окружающий мир. Но это все происходит на самом верху здания! По сути дела, это нефункциональный элемент. Зачем он здесь нужен? Он здесь нужен для того, чтобы у вас было ощущение завершенности этого здания. У него должна быть какая-то финальная точка. Раз уж мы говорим про аккорды, вот наш звук ударил, поднялся, и мы где-то должны выдохнуть и остановиться. При этом эта балюстрада сверху добавляет зданию большую торжественность. То есть все эти элементы, которые стиль заказывает архитекторам, для того чтобы они были репрезентированы, здесь есть.

Теперь давайте посмотрим, как наша Санта-Сусанна путешествует по истории архитектуры. Это здание находится сов...

1590₽

Литература

  1. Алпатов М. В. Итальянский маньеризм и барокко // Всеобщая история искусств. М., Л.: Искусство, 1949. Т. II. Искусство эпохи Возрождения и Нового времени. С. 127–159.
  2. Барокко // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс].
  3. Барокко в России. [Сборник статей]. / М.В. Алпатов, Н.И. Брунов, А. Греч, Г.В. Жидков, В.В. Згура, А.И. Некрасов. Государственная академия художественных наук. Труды секции пространственных искусств. Под редакцией профессора А.И. Некрасова. М.: Типография Государственной академии художественных наук, 1926. 142 с.
  4. Барокко в славянских странах. [Сборник статей]. М.: Наука, 1982. 352 с.
  5. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб.: Издательство «Грядущий день», 1913. 164 с.
  6. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. — М.: Б.С.Г.- Пресс, 2008. 298 с.
  7. Власов В.Г. Барокко // Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. Т. II. СПб.: Азбука-Классика, 2004. С. 53–84.
  8. Власов В.Г. Искусство России в пространстве Евразии. Т. 2. Классическая архитектура и русский классицизм. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. С. 7–104.
  9. Всеобщая история искусств. Искусство 17—18 веков. / под общей ред. Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга. М.: Искусство, 1963. Т. 4. 481 с.
  10. Даниэль С.М. Европейский классицизм: Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. СПб.: Азбука-Классика, 2003. 304 с.
  11. Дасса Ф. Барокко: Архитектура между 1600 и 1750 годами. М.: Астрель-АСТ, 2004. 79 c.
  12. Михайлова М.Б. Европейские зодчие классицизма: формирующие их эпоха и среда // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 4: Зодчий, эпоха, стиль. М.: Ленанд, 2012. C. 153–197.
  13. Михайлова М.Б. Классицизм и национальные традиции стран Европы // Региональные и национальные аспекты в архитектуре: наследие и перспективы. Казань: Kazan-Казань, 2003. С. 53–55.
  14. Михайлова М.Б. Площади классицизма (типология) // Архитектурное наследство. Вып.38: Проблемы стиля и метода в русской архитектуре. М.: Стройиздат, 1995. С. 83–101.
  15. Михайлова М.Б. Принцип зависимости от образца при возведении монументальных зданий классицизма // Архитектурное наследство. Вып. 31: Самобытность и влияния в зодчестве народов СССР. М.: Стройиздат, 1983. С. 3–11.
  16. Михаловский И.Б. Архитектура ренессанса и барокко в Италии. М.: Либроком, 2013. 48 с.
  17. Петрушевский Ф.Ф. Классицизм и романтизм в живописи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1895. Т. XV. ,С. 312–321. [Электронный ресурс.]
  18. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. М.: Гослитиздат, 1961. 367 с.
  19. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века: Классицизм, романтизм. СПб.: Азбука-классика, 2009. 368 с.
  20. Ротенберг Е.И. Классицизм // Западноевропейское искусство XVII века. М.: Искусство, 1971. С. 59–69.
  21. Maravall J.A. La cultura del Barroco. Análisis de una estructura histórica. Madrid: Grupo Planeta, 2012. 422 p.
  22. Riegl A. The Origins of Baroque Art in Rome. Los Angeles: Getty Publications, 2010. 279 p.
Исаакиевский собор. 1818–1858
Архитектор – Огюст Монферран (фр. Auguste de Montferrand, 1786–1858). Санкт-Петербург

В целях улучшения качества сервиса мы собираем и используем cookie-файлы и некоторые другие данные на сайте в аналитических и маркетинговых целях. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь на сбор и использование cookie-файлов и другой информации в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.