Когда мы читаем роман Тургенева «Отцы и дети», то невольно задаемся вопросом, как Тургенев относится к своему герою, Базарову. Да и в школьной практике ученикам нередко приходится отвечать на вопрос, какова авторская позиция по отношению к Базарову. Соответственно, учителя, тоже должны поставить перед собой этот вопрос. Итак, любит ли Тургенев своего героя? Как известно из писем, воспоминаний, мемуаров, Тургенев любил своего Базарова. Антонович, который отвечал в своей статье «Асмодей нашего времени» на тургеневскую критику Базарова, не учел этого.
Антонович видит в образе Базарова карикатуру, пасквиль на молодое демократическое революционное поколение, а между тем Тургенев изобразил Базарова с очень большой долей сочувствия. Антонович, не улавливая этого, фактически бьет мимо. Гораздо вернее реакция Писарева, который с готовностью признается: «Да, мы подобны Базарову, да, Базаров наш, да, я сам такой, как Базаров». Это гораздо более психологически точное высказывание. Здесь есть угадывание отношения автора к своему герою.
Сам Тургенев признавался, что испытывал к Базарову влечение, род недуга. Вот, например, строки из письма: «Вы повторяете этот… извините бесцеремонность выражения — бессмысленный упрек! Базаров — это мое любимое детище, из-за которого я рассорился с Катковым, на которого я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски, Базаров — этот умница, этот герой — карикатура?»
Из письма Тургенева 1876 года Салтыкову-Щедрину: «Не удивляюсь, что Базаров остался для многих загадкой; я сам не могу хорошенько себе представить, как я его написал. Тут был — не смейтесь, пожалуйста, — какой-то фатум, что-то сильнее самого автора, что-то независимое от него. Знаю одно: никакой предвзятой мысли, никакой тенденции во мне тогда не было; я писал наивно, словно сам дивясь тому, что у меня выходило… Скажите по совести, разве кому-нибудь может быть обидно сравнение его с Базаровым? Не сами ли вы замечаете, что это самая симпатичная из всех моих фигур?»
Итак, симпатия к Базарову выражена прямо, в письмах, высказываниях Тургенева и, например, в его воспоминаниях. В «Литературных воспоминаниях» писатель пишет: «…В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом замечательном человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно». Ключевые слова: личность врача поразила, человек он замечательный и впечатление было очень сильно — вот главное.
Образ Базарова можно описать следующими словами: что бы ни делал Базаров, он остается замечательной личностью, он производит в любом своем состоянии сильное впечатление. В нем всегда есть что-то поразительное: и в его вальяжной победоносности в первой части романа, и в его поражении, гибели, казалось бы, бессмысленной. Но ни поражение, ни гибель не унижают Базарова, более того, готовят его апофеоз. Получается, что Базаров, который выражает всю сумму идей, крайне вредных, с точки зрения Тургенева, отрицательных, идей, с которыми Тургенев вступает в борьбу, этот Базаров описан с симпатией и должен вызывать симпатии читателей. Собственно, почему?
Овсянико-Куликовский, который ставит в своей давней книге о Тургеневе эту проблему, отвечает: «Потому что у Базарова есть внутренняя свобода». Мне кажется, что этот ответ неточный и мало что дает. Например, Овсянико-Куликовский утверждает, что в Базарове нет никакого фанатизма, нет никакой предвзятости и что если бы он не умер, то созрел бы и отказался от крайностей нигилизма. В этом высказывании есть что-то, не вызывающее доверия, и с Овсянико-Куликовским очень трудно согласиться.
Мне кажется, та импонирующая черта, которая является осевой, выстраивает образ Базарова как вызывающей симпатию личности, — это его постоянное стремление к правде, борьба за правду. В этой борьбе все издержки, ошибки, все признаки фанатизма и догматизм, все негативное в моральном, высшем смысле, оправдано. Это борьба до последних ставок, до последних столпов за правду, за свое понимание правды. Это заблуждающаяся честность мысли. Вот что страшно импонирует создателю в своем герое и чего не хватает другим героям романа.
Они как бы смотрят на Базарова снизу вверх, как люди житейские, дюжинные смотрят на настоящего героя. Ничего не сделав, не совершив никакого великого дела, не исполнив некоей миссии, даже не принеся минимальной пользы кому-либо, самым странным образом Базаров все время воспринимается как герой и остается героем. А почему? Потому что он верен правде и бьется за нее, он борец за правду. Как бы ничтожно ни было его поприще и как бы ни велики были ошибки, сама эта борьба воспринимается не только с уважением, но и с восторгом, с почтением и чувством преклонения перед героическим духом. Вот что можно сказать о любви автора к своему герою и о причинах этой любви.