АCreated using FigmaVectorCreated using FigmaПеремоткаCreated using FigmaКнигиCreated using FigmaСCreated using FigmaComponent 3Created using FigmaOkCreated using FigmaOkCreated using FigmaOkЗакрытьCreated using FigmaЗакрытьCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaGroupCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using Figma��� �������Created using FigmaEye 2Created using FigmafacebookCreated using FigmaVectorCreated using FigmaRectangleCreated using FigmafacebookCreated using FigmaGroupCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaНа полный экранCreated using FigmagoogleCreated using FigmaИCreated using FigmaИдеяCreated using FigmaVectorCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaGroupCreated using FigmaLoginCreated using Figmalogo_blackCreated using FigmaLogoutCreated using FigmaMail.ruCreated using FigmaМаркер юнитаCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmaРазвернуть лекциюCreated using FigmaГромкость (выкл)Created using FigmaСтрелкаCreated using FigmaodnoklassnikiCreated using FigmaÐCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaПаузаCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaRectangleCreated using FigmaПлейCreated using FigmaДоп эпизодыCreated using FigmaVectorCreated using FigmaVectorCreated using FigmarssCreated using FigmaСвернуть экранCreated using FigmaComponentCreated using FigmaСтрелкаCreated using FigmaШэрингCreated using FigmaГромкостьCreated using FigmaСкорость проигрыванияCreated using FigmatelegramCreated using FigmatwitterCreated using FigmaCreated using FigmaИCreated using FigmavkCreated using FigmavkCreated using FigmaЯCreated using FigmaЯндексCreated using FigmayoutubeCreated using FigmaXCreated using Figma
Курс: Русский канон в эпоху реализма
Курс: Русский канон в эпоху реализма
  1. Смысл названия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    41:51
    41:51
    1. 1.1Достоевский и Некрасов
      10:26
    2. 1.2Достоевский и революция
      11:28
  2. Система персонажей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    50:35
    50:35
    1. 2.1Грани диалогизма в романах Достоевского
      24:15
    2. 2.2Раскольников между Богом и дьяволом
      08:30
  3. «Отцы и дети»: конфликт или органическая связь?

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    35:18
    35:18
    1. 3.1Любимое детище
      06:46
  4. Нигилизм Базарова: предпосылки и последствия

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    39:07
    39:07
    1. 4.1Стилистическая игра в тургеневской прозе
      13:23
  5. «Темное царство». Драматургия А.Н. Островского

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    42:54
    42:54
  6. «Обломов» И.А. Гончарова: диалектика дивана

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    30:54
    30:54
    1. 6.1Оправдание Обломова
      10:04
    2. 6.2Осуждение Обломова
      18:03
    3. 6.3Нешкольный Обломов
      16:55
  7. Логика обломовской сказки

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    34:52
    34:52
    1. 7.1Русский человек в стихии лени
      05:42
  8. Смысл названия романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    31:46
    31:46
  9. «Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    35:08
    35:08
  10. Историзм Л. Н. Толстого в романе «Война и мир»

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    34:11
    34:11
    1. 10.1Лев Толстой, пожар и танцы
      08:49
  11. Русский мир Н.С. Лескова

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    42:08
    42:08
  12. М.Е. Салтыков-Щедрин: дух отрицанья

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    47:57
    47:57
    1. 12.1Барин и мужик у Салтыкова-Щедрина
      13:59
К чтению лекции
Курс: Русский канон в эпоху реализма
Курс: Русский канон в эпоху реализма
  1. Смысл названия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    41:51
    41:51
    1. 1.1Достоевский и Некрасов
      10:26
    2. 1.2Достоевский и революция
      11:28
  2. Система персонажей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    50:35
    50:35
    1. 2.1Грани диалогизма в романах Достоевского
      24:15
    2. 2.2Раскольников между Богом и дьяволом
      08:30
  3. «Отцы и дети»: конфликт или органическая связь?

    Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
    35:18
    35:18
    1. 3.1Любимое детище
      06:46
  4. Нигилизм Базарова: предпосылки и последствия

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    39:07
    39:07
    1. 4.1Стилистическая игра в тургеневской прозе
      13:23
  5. «Темное царство». Драматургия А.Н. Островского

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    42:54
    42:54
  6. «Обломов» И.А. Гончарова: диалектика дивана

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    30:54
    30:54
    1. 6.1Оправдание Обломова
      10:04
    2. 6.2Осуждение Обломова
      18:03
    3. 6.3Нешкольный Обломов
      16:55
  7. Логика обломовской сказки

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    34:52
    34:52
    1. 7.1Русский человек в стихии лени
      05:42
  8. Смысл названия романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    31:46
    31:46
  9. «Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    35:08
    35:08
  10. Историзм Л. Н. Толстого в романе «Война и мир»

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    34:11
    34:11
    1. 10.1Лев Толстой, пожар и танцы
      08:49
  11. Русский мир Н.С. Лескова

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    42:08
    42:08
  12. М.Е. Салтыков-Щедрин: дух отрицанья

    Для просмотра лекции необходимо купить курс
    47:57
    47:57
    1. 12.1Барин и мужик у Салтыкова-Щедрина
      13:59
К чтению лекции

Транскрипт

Для просмотра этой лекции необходимо авторизоваться на сайте
06:46
06:46

3.1 Любимое детище

Когда мы читаем роман Тургенева «Отцы и дети», то невольно задаемся вопросом, как Тургенев относится к своему герою, Базарову. Да и в школьной практике ученикам нередко приходится отвечать на вопрос, какова авторская позиция по отношению к Базарову. Соответственно, учителя, тоже должны поставить перед собой этот вопрос. Итак, любит ли Тургенев своего героя? Как известно из писем, воспоминаний, мемуаров, Тургенев любил своего Базарова. Антонович, который отвечал в своей статье «Асмодей нашего времени» на тургеневскую критику Базарова, не учел этого.

Антонович видит в образе Базарова карикатуру, пасквиль на молодое демократическое революционное поколение, а между тем Тургенев изобразил Базарова с очень большой долей сочувствия. Антонович, не улавливая этого, фактически бьет мимо. Гораздо вернее реакция Писарева, который с готовностью признается: «Да, мы подобны Базарову, да, Базаров наш, да, я сам такой, как Базаров». Это гораздо более психологически точное высказывание. Здесь есть угадывание отношения автора к своему герою.

Сам Тургенев признавался, что испытывал к Базарову влечение, род недуга. Вот, например, строки из письма: «Вы повторяете этот… извините бесцеремонность выражения — бессмысленный упрек! Базаров — это мое любимое детище, из-за которого я рассорился с Катковым, на которого я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски, Базаров — этот умница, этот герой — карикатура?»

Из письма Тургенева 1876 года Салтыкову-Щедрину: «Не удивляюсь, что Базаров остался для многих загадкой; я сам не могу хорошенько себе представить, как я его написал. Тут был — не смейтесь, пожалуйста, — какой-то фатум, что-то сильнее самого автора, что-то независимое от него. Знаю одно: никакой предвзятой мысли, никакой тенденции во мне тогда не было; я писал наивно, словно сам дивясь тому, что у меня выходило… Скажите по совести, разве кому-нибудь может быть обидно сравнение его с Базаровым? Не сами ли вы замечаете, что это самая симпатичная из всех моих фигур?»

Итак, симпатия к Базарову выражена прямо, в письмах, высказываниях Тургенева и, например, в его воспоминаниях. В «Литературных воспоминаниях» писатель пишет: «…В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом замечательном человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно». Ключевые слова: личность врача поразила, человек он замечательный и впечатление было очень сильно — вот главное.

Образ Базарова можно описать следующими словами: что бы ни делал Базаров, он остается замечательной личностью, он производит в любом своем состоянии сильное впечатление. В нем всегда есть что-то поразительное: и в его вальяжной победоносности в первой части романа, и в его поражении, гибели, казалось бы, бессмысленной. Но ни поражение, ни гибель не унижают Базарова, более того, готовят его апофеоз. Получается, что Базаров, который выражает всю сумму идей, крайне вредных, с точки зрения Тургенева, отрицательных, идей, с которыми Тургенев вступает в борьбу, этот Базаров описан с симпатией и должен вызывать симпатии читателей. Собственно, почему?

Овсянико-Куликовский, который ставит в своей давней книге о Тургеневе эту проблему, отвечает: «Потому что у Базарова есть внутренняя свобода». Мне кажется, что этот ответ неточный и мало что дает. Например, Овсянико-Куликовский утверждает, что в Базарове нет никакого фанатизма, нет никакой предвзятости и что если бы он не умер, то созрел бы и отказался от крайностей нигилизма. В этом высказывании есть что-то, не вызывающее доверия, и с Овсянико-Куликовским очень трудно согласиться.

Мне кажется, та импонирующая черта, которая является осевой, выстраивает образ Базарова как вызывающей симпатию личности, — это его постоянное стремление к правде, борьба за правду. В этой борьбе все издержки, ошибки, все признаки фанатизма и догматизм, все негативное в моральном, высшем смысле, оправдано. Это борьба до последних ставок, до последних столпов за правду, за свое понимание правды. Это заблуждающаяся честность мысли. Вот что страшно импонирует создателю в своем герое и чего не хватает другим героям романа.

Они как бы смотрят на Базарова снизу вверх, как люди житейские, дюжинные смотрят на настоящего героя. Ничего не сделав, не совершив никакого великого дела, не исполнив некоей миссии, даже не принеся минимальной пользы кому-либо, самым странным образом Базаров все время воспринимается как герой и остается героем. А почему? Потому что он верен правде и бьется за нее, он борец за правду. Как бы ничтожно ни было его поприще и как бы ни велики были ошибки, сама эта борьба воспринимается не только с уважением, но и с восторгом, с почтением и чувством преклонения перед героическим духом. Вот что можно сказать о любви автора к своему герою и о причинах этой любви.

И.С. Тургенев. Отцы и дети
Русский вестник. Т. 37. М., 1862

В целях улучшения качества сервиса мы собираем и используем cookie-файлы и некоторые другие данные на сайте в аналитических и маркетинговых целях. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь на сбор и использование cookie-файлов и другой информации в соответствии с Политикой в отношении обработки персональных данных.