Дополнительный эпизод
Эпоха масла
+
В эпоху Кватроченто на смену темперной живописи приходят масляные краски.

XV век интересен тем, что в это время меняется техника живописи: на смену темперной живописи приходят масляные краски. И традиционно считается (эту версию поддерживал Джорджо Вазари), что масляные краски изобрели братья ван Эйки. Мы действительно знаем, что Ян ван Эйк, его знаменитый «Портрет четы Арнольфини» написан с применением масляных красок. Они или не они изобрели масло, мы сейчас поговорим, но хочу, как говорится, отмотать киноленту назад. Почему это важно? Потому что это определенный рубеж.

Мы помним, что начиналось христианское искусство, христианская живопись с античной техники энкаустики. Так писались фаюмские портреты, древнеримские погребальные портреты, и вообще, так сказать, восковые краски преобладали в античном искусстве.

Поэтому, когда христиане стали писать свои произведения, первые иконы, они были написаны именно восковыми красками, и потом развитие иконописи, развитие христианского искусства привело к тому, что восковые краски сменяются темперой, потому что темпера давала большие возможности для такого духовного изображения, не только телесного, но и духовных каких-то реальностей и так далее, золотом можно было работать. Если мы посмотрим, то первые иконы, как и фаюмские портреты, вообще писались часто даже без грунта, потому что горячая энкаустика позволяла это делать: сначала пластичная, потом она застывала такой твердой массой.

С развитием иконописи и на Западе романской живописи, конечно, темпера была привычнее, удобнее, появилась техника писания на грунтах и так далее. Для византийской, и для романской, и для готической живописи, и для Раннего Возрождения техника темперой была универсальна, прекрасна. Техника темперой позволяла делать и локальный цвет, и в то же время наносить лессировки, чем больше, конечно, византийские иконописцы увлекались.

Но вот в период Возрождения появились новые запросы, новые возможности: идея показать пространство, идея показать соотношения уже, так сказать, не только тональные, но и светопередачу, и другие нюансы. И вот тут появились масляные краски. Новые художественные и духовные задачи породили применение новых технологий, если хотите. Но почему я сказала о том, что, видимо, это только легенда о том, что ван Эйки изобрели масляные краски? Потому что сама техника была известна и до того. Действительно, она давала новые возможности, это мы видим по произведениям. Но, сначала именно нидерландские живописцы этим заинтересовались.

Если мы близко посмотрим, то, к чему они стремились, — показать не просто волосы, так сказать, такую пушистость этих волос, как свет на них падает, показать кожу, чтобы она тоже была с таким живым, теплым оттенком, — это все, конечно, было нужно. Но повторяю, что техника-то была известна и раньше. Еще в VIII веке есть свидетельства о том, что они использовались: использовались масляно-смоляные лаки, использовались краски. Масло добавляли — темпера очень быстро сохнет, а масло дольше не сохнет, — чтобы, так сказать, темпера была более пластичной. То есть это все знали. И в начале даже XII века немецкий монах Теофил в своем трактате «О различных искусствах» уже предлагает рецепт приготовления красок на основе льняного масла.

То есть это не было изобретением XV века, но в XV веке эти старые рецепты вдруг стали востребованы, востребованы именно потому, что художники стали ставить себе новые задачи: стали ставить себе задачи показать красоту именно тварного мира, не идеальную красоту небесного мира, который все равно в земном исполнении будет условен, а показать реальную красоту реального мира, до которого хочется дотронуться, который хочется сделать так, чтобы кожа дышала, а волоски, так сказать, отделялись и даже чуть ли не шевелились под потоками ветра. И, конечно, Нидерланды — там люди были еще к тому же были особенно расположены к новому и к технической изобретательности — в Нидерландах это быстрее было внедрено.

А уже в конце XV века — считается, что первым привез это Антонелло да Мессина, который достаточно продолжительное время провел в Нидерландах, — эта техника масляных красок попадает сначала в Венецию, потом распространяется на другие школы и города Италии. Вот Антонелло да Мессина. Здесь мы видим его прекрасную Богородицу –Благовещение, где ему нужно действительно показать, что ткань — это ткань, а кожа — это кожа, что это, так сказать, разные физические субстанции. Вот здесь как раз масляная краска-то и нужна.

К тому же очень важно, что средневековая живопись – она же пишется по канонам, и там жесткий рисунок и заполнение внутри него, внутри контура краской уже технически выработано. Даже само обучение, скажем, иконописи основано на том, что человек разрабатывает сначала, может быть, отдельные детали, а потом из них постепенно складывает общий рисунок, и это заведомо известно.

А здесь каждый раз композиция, жесты, движения, все складывается заново. Даже притом, что рисунок очень четко разрабатывается, в процессе самого написания картины, и это как раз хорошо сегодня реставраторы показывают, композиция может меняться, положение руки может меняться, жест может меняться, могут меняться какие-то детали и так далее, потому что это уже не каноническое искусство, а это искусство, которое каждый раз рождается заново. И поэтому медленнее сохнущие краски для художника Возрождения — гораздо более ценный материал, потому что он тут же может что-то изменить, тут же может что-то внести, он дальше может работать над картиной, он может ее оставить, потом снова что-то в нее вписать.

Ну и повторяю, что, конечно, самое главное, что для них очень важно было показать вот эту вот разницу материалов, что шелк — это шелк, бархат — это бархат, кожа теплая, скажем, опять же кожа младенца одна, рука взрослого человека — другая, и так далее: волосы, вот эти нюансы свето-теневые. Вот этому всему мы обязаны тем, что древние, может быть, уже известные ранее рецепты вдруг в это время становятся популярными и постепенно расходятся: сначала из Нидерландов приходят в Венецию, потом их поддерживают Доменико Венециано, Андреа дель Кастаньо, Перуджино, Джованни Беллини, то есть все они постепенно увлекаются вот этой новой техникой, которая дает новые возможности.

И мы видим, как форма становится все более мягкой, какие-то ткани или какие-то материалы становятся прозрачными, свето-теневая моделировка становится более нюансированной, появляется не условная перспектива, а действительно свето-воздушная перспектива. Даже то, что мы потом увидим у Леонардо как сфумато, эти возможности дают именно масляные краски, но, правда, он там добавлял еще воск, он вообще любил изобретать всякие вещи, которые другие не использовали, а только он использовал. Но во всяком случае прорыв в живописи масляные краски в конце XV века производят очень ощутимый.

Галерея (9)
Читать следующую
2. Братья и сестры покаяния
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше