Дополнительный эпизод
Медичи
+
Семейство Медичи и их роль в культуре Ренессанса.

Разговоры о Ренессансе невозможны, конечно, без упоминания Медичи. Не случайно кто-то сказал, что Флоренция творила гениев, а Флоренцию творили Медичи. Или, как Александр Дюма писал, они сделали для мировой славы более, чем кто-либо из принцев, королей и императоров. Кто же такие Медичи? Влиятельная итальянская фамилия, богатые предприниматели и банкиры, меценаты, благодетели многих художников. И, конечно, без их капитала, может быть, иначе выглядело бы итальянское искусство, во всяком случае иначе выглядела бы Флоренция.

Среди представителей семьи Медичи, кстати, четверо римских пап (Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI) и две королевы Франции, Екатерина Медичи и Мария Медичи, то есть их влияние распространялось не только на Флоренцию, но и на Рим, и на другие страны Европы.

Происхождение фамильного имени точно неизвестно. По одной из версий, родоначальником этого рода был некий врач — отсюда «медичо», то есть «медичи» — это врачи — при дворе Карла Великого. По другой версии, родоначальник занимался какой-то аптечной торговлей. Как мы понимаем, и то и другое подтвердить довольно сложно. Но семейные предания возводят происхождение рода к рыцарю Карла Великого по имени Аверардо, который поселился близ Флоренции в конце VIII века. Понятно, что хотелось, конечно, более аристократической истории для меценатов. Другая версия гласит, что Медичи являются прямыми потомками военных вождей франков. Но опять же ни одна из этих версий документально подтверждена быть не может.

Известно, что свое состояние, во всяком случае к XIV веку, Медичи нажили операциями, связанными с банковским делом, сосредоточив в своих руках большие средства. И при этом они ведут очень хитрую политику. Вот завоевание ими Флоренции было не так просто, не просто у них были деньги, поэтому их решили как-то выдвинуть, потому что завоевали они себе место еще тогда, когда Флоренция была коммуной, республикой.

Но дело в том, что Медичи вели очень интересную политику. Они выступали в борьбе кланов не на стороне богатых, а на стороне бедных, и поэтому они завоевывали прежде всего голоса не богатых, а бедных. Это говорит об их достаточно нетривиальном мышлении. Так, например, в 1378 году Сильвестр Медичи, избранный гонфалоньером справедливости (это был такой титул, чин), поддержал бунт бедняков против знати. Это было известное восстание чомпи. Чомпи — это чесальщики шерсти и другие наемные рабочие мануфактур. Вот именно завоёвывая простой люд, они и завоевали себе поддержку народа.

Политическое могущество Медичи сначала завоевывалось, потом его теряли. Они были даже изгнаны на какое-то время из Флоренции, но и когда они были изгнаны, они не тратили время даром. Вот те средства, которые они аккумулировали, они пустили на внешнюю торговлю, и они стали теми людьми, которые начали международные операции. Они имели и в Голландии, и в других местах свои торговые дома и стали ссужать деньгами Рим, пап, а это тоже большая сила. И в конце концов, как мы знаем, даже несколько Медичи занимали папский престол.

Политическое могущество Медичи и власть во Флоренции возвращает Джованни ди Биччи, который был избран гонфалоньером справедливости в 1421 году, а его сыновья, Козимо и Лоренцо, были весьма активными политическими деятелями Флорентийской республики.

Но больше, конечно, мы знаем Козимо, его часто называют Козимо Медичи Старший, потому что именно он стал единоличным правителем Флоренции. В 1434 году, как раз воспользовавшись очередным недовольством народа против знати, Козимо взял власть в свои руки, поддержав народ, и народ поддержал его, и, став во главе республики, сначала он практически превращает ее в синьорию, то есть в такую единоличную власть.

Но при этом повторяю, что они не были такими тиранами, потому что огромное строительство, поддержка талантливых художников. Они были очень чутки к красоте, они были очень чутки к талантам. Тот же Козимо Медичи, например, создает Платоновскую академию – кружок интеллектуалов, философов. То есть создали-то академию, конечно, сами философы, но Козимо дал им свою виллу, свой сад и даже потом подарил его Марсилио Фичино.

При сыне Козимо, Пьеро ди Козимо, их популярность немножко уменьшилась, но зато она возросла при его внуках, особенно Лоренцо и Джулиано, и внук Козимо Лоренцо получил прозвище Великолепного. Вот замечательный портрет Джулиано Медичи работы Боттичелли.

А это Джироламо Мачиетти изобразил Лоренцо Медичи. Джулиано слыл красавцем, любителем женщин. У Лоренцо, может быть, более грубые черты, и даже, может быть, на них лежит печать борьбы, которую бесконечно вели Медичи со своими противниками. Тем не менее Лоренцо Великолепный, Лоренцо Магнифико, видимо, был любимым внуком своего деда Козимо. С ранних лет его готовили, с детства ему внушали, что он будет властвовать, что власть будет в его руках, —   и дали ему разностороннее образование.

Он был очень хорошо образован. Он знал языки, он владел многими ремеслами. Он был склонен к красивой жизни. Эту красивую жизнь он привил Флоренции. Он устраивал празднества, где все, от богатого до самого бедняка, получали радость и удовольствие, и это тоже вызывало у народа симпатию, конечно.

Он первым в семье заключил династический брак, очень выгодный. Женился на наследнице древнего рода Орсини. Я уже говорила, что очень часто вот такие денежные магнаты пытались соединиться с людьми более знатного происхождения. И, укрепив тем самым свои связи, он сделал своего сына и племянника кардиналами, а потом они стали еще и папами. Это римский папа Лев X и Климент VII.

Лоренцо — создатель первой в Европе публичной библиотеки, опять же публичной. Были библиотеки у многих богатых людей. В это время любовь к книге распространяется достаточно широко, потом, с изобретением книгопечатания, еще больше. Но Лоренцо делает библиотеку публичной, то есть доступной для всех. Это тоже очень важно.

Он приглашает лучших художников, не только флорентийских. Если Козимо Медичи, его дед, поддерживал в основном флорентийцев, и мы даже знаем, что конкурс на купол Санта Мария дель Фьоре ограничивался только флорентийскими мастерами, то Лоренцо открывает Флоренцию и для других людей. Сюда приезжает Леонардо да Винчи, здесь, так сказать, создают условия для формирования юного Микеланджело. То есть на самом деле Лоренцо делает Флоренцию практически культурной столицей Италии. У Рима, конечно, славу не отнимешь, но Флоренция при Лоренцо оспаривает славу Рима.

Но за видимым блеском и великолепием часто скрывалась неуверенность в будущем. Как пелось в песне, сложенной самим Лоренцо, он был еще и поэтом: «Если хочешь, счастлив будь, но на завтра не надейся». И, может быть, именно вот этот скепсис отражают практически все портреты Лоренцо.

В 1478 году была предпринята попытка отнять власть у Медичи. Это знаменитый заговор Пацци, когда во время мессы во Флорентийском соборе на семейство Медичи напали убийцы, и им удалось убить брата Лоренцо, Джулиано. Юный Джулиано погибает. Это была трагедия для всего города. Но тем не менее Медичи сумели подавить этот бунт и жестоко расправиться с обидчиками.

После смерти Лоренцо Великолепного в 1492 году его старший сын Пьеро ди Лоренцо, уступает, — как всегда, природа отдыхает, конечно, часто на потомках великих людей, — и он уступает Карлу VIII, двинувшемуся на Неаполь, несколько важных пунктов во владениях Флоренции, и его изгоняют как изменника родины. То есть кажется, что Медичи потерпели крах: после Лоренцо Великолепного вот такой вот бездарный, сдавший позиции его сын.

Тем не менее потом все восстанавливается, и снова партия Медичи через некоторое время, в 1512 году, снова становится во главе республики. То есть республика восстанавливается, но во главе ее через какое-то время снова становятся Медичи. А в 1532 году Флорентийская республика меняет свою форму правления, и уже Медичи себя объявляют наследственными монархами. Государство теперь называется Флорентийским герцогством, а в 1569 году — великим герцогством Тосканским.

Но все это Медичи. В течение трех веков, даже, можно сказать, почти четырех веков, власть Медичи над Флоренцией продолжается. Но все-таки главным детищем этой семьи был, конечно, итальянский Ренессанс. Благодаря Козимо, благодаря Лоренцо Великолепному, потому что они поддерживали многих художников, созданы прекрасные, великие произведения искусства. И, может быть, именно за это надо быть им благодарными. Мы еще не раз их вспомним в наших беседах.

Галерея (15)
Читать следующую
2. Братья и сестры покаяния
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше