Дополнительный эпизод
Лука делла Роббиа
+
Керамические и мраморные скульптуры Лука делла Роббиа.

Я говорила о том, что в раннем Кватроченто были три выдающихся скульптора. Но нельзя обойти и четвертого. Мне хотелось бы еще немножко сказать о человеке, которого иногда незаслуженно обходят. Это Лука делла Роббиа. Вообще это человек, который стал основоположником целого семейства скульпторов. Он подарил Кватроченто новый материал – это скульптура из терракоты, керамическая скульптура. Конечно, из керамики делали вещи и до этого. Но он внес какую-то особую серьезность в этот материал и сделал это блестяще. Его в основном даже знают по терракотовым скульптурам.

Но мне хотелось показать и его каменные, мраморные скульптуры. Его как-то всегда держат за скульптора второго ряда, но мне кажется, он даже более интересен, чем Гиберти, и где-то в чем-то даже дотягивает до Донателло. Например, ему и Донателло поручают сделать две кафедры, что-то вроде балконов для певчих. И вот то, что сделал Лука делла Роббиа во флорентийском соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, мне кажется, очень интересно.

Он изобразил как раз вот этих певчих, хористов, с их удивительными юношескими, детскими, подростковыми лицами, с их непосредственной реакцией. Видно, как один напряженно поет, а другой поет и что-то там подслушивает. Видно, что он очень хорошо передает эту подростковую пластику, эту подростковую психологию, эти не оформившиеся еще лица. Он был очень наблюдательным человеком.

Или такие вот, например, на той же кафедре для певчих полутанцующие поющие отроки. Это часто репродуцируемый фрагмент из этой кафедры, где вот так пластически и пространственно решен свиток с нотами, на которые ориентируются певчие. Мне кажется, это выдающееся произведение.

Или вот эти музыканты, которые с такой силой прямо дуют в эти трубы! Мне кажется, Лука делла Роббиа, конечно, замечательный мастер, и говоря о скульптуре Кватроченто, нельзя его не упомянуть.

Вазари пишет: «Обратив внимание на то, что глина обрабатывается легко и без большого труда и не хватало только найти способ, при котором работы, из нее изготовленные, могли бы сохраняться продолжительное время, он начал размышлять, пока не нашел способ защитить их от повреждений временем, и, проведя много испытаний, он обнаружил, что если покрывать их сверху глазурью, составленной из олова, глины, антимония и других минералов и смесей, прокаленных на огне в особой печи, то действие будет отличнейшее и глиняные изделия сделаются чуть ли не вечными. За этот способ работы он, как изобретатель, удостоился величайшей славы, и все грядущие века будут ему за это обязаны».

Это правда. Действительно, его больше всего знают и больше всего превозносят, и раньше превозносили исследователи и сегодня, тоже именно за его керамические работы, которые, кстати, действительно прекрасно сохраняются на протяжении уже многих и многих столетий. Но, повторяю, его мраморные работы тоже не менее интересны.

О юности его почти ничего не известно. Предполагают, что он учился у скульптора Нанни ди Банко, одного из единомышленников и друзей Донателло. Начинал он тоже, скорее всего, с ювелирного дела, как многие тогда начинали, но потом отдал себя скульптуре и в этом действительно преуспел.

Вот, например, тоже сделанная из керамики, но практически круглая его скульптура «Встреча Марии с Елизаветой» в Сан-Джованни-Пистойе, в городе Пистойе сделана эта группа. Здесь тоже видна и работа с пластикой, и работа с человеческим телом (пропорции человеческого тела соблюдены), и работа с образом, потому что здесь эти образы сделаны удивительно психологически. Если в рельефах он, может быть, идет скорее к идеальному образу, немножко отстраненному, иконному, то здесь, в этой скульптуре – живые человеческие чувства, что очень ценили в это время и что действительно делает Ренессанс Ренессансом – вот эта гуманистическая идея человеческого в искусстве.

Он делал не только отдельные образы, но и целые алтарные композиции. Вот, скажем, его «Распятие» — это достаточно большая вещь. Как я уже сказала, он был основоположником целой династии художников. Его племянники, внучатые племянники были художниками. Вот один из них, например, сделал в церкви Святых Апостолов во Флоренции такой керамический алтарь. Т.е. на самом деле это тоже целое направление и целая династия. И даже технологически новое направление. Т.е. мимо этого скульптора мы никак не можем пройти.

Материалы
  • Дзуффи С. Возрождение. XV век. Кватроченто. М.: Омега, 2008.
  • Пейтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 2006.
  • Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII – XV вв. М., 1987.
Галерея (11)
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше