Дополнительный эпизод
История Креста
+
Серия фресок Пьеро делла Франческа в Ареццо с легендарной «Историей Животворящего Креста».

Пьеро делла Франческа расписал церковь Сан Франческо, своего святого, в городе Ареццо, и это особый такой сюжет в его биографии, потому что история, которая здесь запечатлена, «История Креста», довольно интересна.

Начнем с того, что базилика в Ареццо Святого Франциска сама по себе довольно интересна. Это такой необычный храм, довольно простой, с рустом, украшенным фасадом. Это уже второй храм, построенный на этом месте. Первая церковь была разрушена при осаде города, потому что она была за его стенами, и коммуна Ареццо обратилась к францисканцам с просьбой построить новую церковь, уже в стенах города. Строительство началось около 1290 года, и даже сохранилось имя архитектора, Фра Джованни да Пистойя. Правда, оно упомянуто в пергаменте XIV века, поэтому непонятно, действительно ли это правильное имя.

Но в любом случае церковь такая простая с виду, а внутри очень интересная: базиликальный храм, построенный с единственным нефом. В левой стороне ряд капелл, так чуть-чуть пристроенный, как бы это второй неф, но на самом деле это пристроенные капеллы, а с другой стороны — ниши. И в базилике, вот такой скромной, находится просто собрание шедевров. Я бы сказала, что это такая шкатулка для сокровищ, потому что, во-первых, здесь есть крест и «История Креста» будет написана Пьеро дела Франческа на этих стенах — и огромный крест висит над алтарем.

Кстати, такие кресты часто встречаются в Италии, но здесь крест особый. Он принадлежит кисти Мастера Святого Франциска, то есть это анонимный мастер, но который писал такие кресты после знаменитой истории, что Франциск услышал с креста обращение Господа, что нужно идти возрождать церковь. Мы говорили о том, что вообще с Франциска начинается Возрождение, с этого личного призыва. И вот такой интересный здесь крест был написан, где внизу также расположена фигура святого Франциска, целующего раны распятого Господа.

Пьеро делла Франческа, как мы сейчас увидим, сделал здесь «Историю Креста», но кроме этого креста, датированного где-то XIV веком, есть и другие работы. Тут раньше была картина Гвидо да Сиена «Маэста», но она перенесена в музей. Остались и картины самого Пьеро делла Франческа, например, «Мария Магдалина», фресковая композиция. Также есть картины Андреа дель Кастаньо, Спинелло Аретино и Луки Синьорелли. Но мы рассмотрим с вами фресковый цикл, потому что он здесь не очень обычный.

Эту церковь расписывал сначала Биччи ди Лоренцо, другой художник, по заказу крупной купеческой фамилии Баччи. Известно даже, что в 1447 году Франческо Баччи продал виноградник, чтобы оплатить работу художника, то есть семейство делало эту церковь как свою фамильную капеллу, где они должны быть похоронены, где они крестились, венчались и так далее. Но через несколько лет, в 1452 году, Биччи ди Лоренцо умер, и храм стоял какое-то время не расписанным. К моменту своей смерти он успел расписать только плафон, где четыре евангелиста, очень красиво расположенные, Страшный суд и две фигуры отцов церкви на триумфальной арке.

Но семейство Баччи решило продолжить украшение этого храма и после смерти Биччи ди Лоренцо пригласило как раз Пьеро делла Франческа, который заполнил основную часть храма, которая получила название Капелла Маджоре, то есть большая капелла, хотя это основная часть этого храма. Правда, не совсем ясно, когда художник взялся за эту работу. Сохранился только документ, косвенно проливающий на это свет, договор 1466 года, то есть уже 20 лет прошло с тех пор, как Биччи ди Лоренцо писал, где братство «Мизерикордия» в Ареццо заказывает Пьеро делла Франческа исполнить хоругвь для этого храма и называет художника тем, кто расписал главную капеллу церкви Сан Франческо. Значит, к этому времени капелла уже была расписана, то есть вот где-то вот в этом промежутке, от смерти Биччи ди Лоренцо до 1466 года, где-то вот в этот промежуток Пьеро делла Франческа и расписал этот храм. В этой работе ему помогал Джованни ди Пьемонте, и несколько композиций связывают с его именем.

Сюжет росписи, видимо, был предложен францисканцами Ареццо, которые, собственно, и строили этот храм, и его как бы опекали, потому что в нескольких других францисканских храмах тоже встречаются отдельные композиции на тему истории креста. Эта история взята из «Золотой легенды» (Legenda Aurea) Якова Ворагинского, очень популярное в европейской среде сочинение 1260 года. Это собрание житий и всяких легендарных историй, чудес и так далее. По популярности «Золотая легенда» иногда догоняла Священное Писание, то есть вот так вот ее любили, читали, переписывали и так далее. И вот у Якова Ворагинского одна из историй как раз повествует о судьбе Креста Господня от Адама до средних веков, до того, когда частицы уже Креста Господня стали попадать в Европу: эпоха крестовых походов, много привозилось с Востока реликвий, в том числе и фрагменты Креста Господня. И вот давайте посмотрим, потому что это действительно любопытно.

Самая первая композиция часто называется «Смерть Адама», потому что она касается того эпизода из «Легенды» («Легенда» Якова Ворагинского начинается с этого сюжета), когда, умирая, Адам попросил прощения у Господа, посылает своего сына Сифа в рай за прощением. Сифа встречает архангел Михаил и дает ветвь — или иногда это переводится, в некоторых источниках почему-то написано «зерна», но, может быть, и зерна, если следовать дальнейшему развитию сюжета, — древа познания добра и зла, и когда Адам умирает, вот Сиф вкладывает эту веточку или эти зерна в рот Адама, и он с тем умирает. И вот как бы через Адама прорастает новое древо, которое потом, взятое от райского древа познания добра и зла,  которое потом будет играть свою роль в распятии.

Вот в центре композиции мы видим действительно дерево, справа сидящий Адам, беседующий со своими сыновьями, в глубине, если мы присмотримся, там с архангелом беседует человек, то есть это, видимо, как раз посланный Сиф, и слева уже оплакивание, то есть смерть Адама.

Беседа с архангелом в глубине композиции происходит как бы на пороге рая: вот там рай, а здесь умирает Адам.

Следующий эпизод — это «История царицы Савской». Пьеро делла Франческа или его заказчик как бы перескакивает через какие-то эпизоды «Золотой легенды». Кстати, по другой версии, не францисканцы, а сами Баччи были сочинителями этой программы, потому что один из них был достаточно известным гуманистом. И даже Вазари указывает, что где-то там, среди многолюдной композиции изображено семейство Баччи. Но это неважно, все равно мы восходим к «Золотой легенде». И вот самая знаменитая и самая, может быть, изящная, самая интересная композиция этой росписи — это Соломон и царица Савская.

Композиция как бы разделена колонной пополам, потому что на первой, левой части царица Савская преклоняет колени перед древом. Называется «Поклонение царицы Савской священному Древу». Во время посещения царя Соломона по пути в Иерусалим она находит некий брус, который служил мостом через ручей, но поскольку она была волшебницей, эта царица, она поняла, что это особое дерево, особый брус, и она ему воздает вот такие вот почести.

И когда уже приходит к Соломону (это вторая часть композиции, правая), мы здесь видим как она преклоняется перед его мудростью. И в то же время легенда говорит о том, что она предрекает, что Спаситель мира будет повешен на этом древе, которое пока служит мостиком, а царству иудеев придет разорение и конец.

Почему дерево вдруг оказалось там? Когда Соломон строил храм, он некоторые деревья отбраковывал, и вот одно дерево, брус, уже приготовленный для строительства, он выбросил из строительства и поставил мостиком, его поставили мостиком через ручей. То есть здесь явно аналогия с камнем, который выброшен строителями, но сделался главой угла. Вот так вот через дерево Яков Ворагинский выводит образ Креста Господня и камня, как самого Христа отвергнутого.

Следующий эпизод — это «Перенесение священного дерева», когда этот вот брус, дерево обструганное, но отвергнутое строителями, переносят. Как раз эту фреску — она небольшая, так в углу немножко — писал не Пьеро делла Франческа, а его помощник Джованни ди Пьемонте, по картону Пьеро делла Франческа.   Соломон, согласно «Золотой легенде», приказал закопать брус, поскольку он испугался, что он связан с концом царства иудеев. Однако спустя тысячу лет этот брус был найден при строительстве бассейна для омовения жертвенных животных и потом пошел на изготовление орудия казни Иисуса Христа.

Следующий эпизод – это чудесное видение креста, сон Константина. Перед битвой императору Константину во сне явился ангел и обещал ему победу, если на щитах его воинов будет начертана монограмма Христа «ХР», а на небе император увидел перед битвой знамение креста с надписью «Сим победиши» (лат. In hoc singo vinces).

Вазари восхищался этой фреской. Он писал: «Его талант [то есть художника] и искусство в том, как он написал ночь и ангела в ракурсе, который спускается, неся знамение победы Константину, спящему в шатре, и освещает своим сиянием и шатер, и воинов, и все околичности с величайшим чувством меры». Действительно, впервые, может быть, в истории живописи Ренессанса мы видим здесь вот это вечернее освещение, я бы даже сказала ночное, и контраст освещенного и погруженного во тьму пространства, потому что, в основном, все тогда пишется при ясном свете солнца.

Следующий эпизод — это «Победа Константина над Максенцием». Вот исполнение пророчества. Эта фреска сохранилась хуже всего, очень много здесь утрат, но тем не менее мы видим такую масштабную батальную сцену. Мы видим здесь штандарт с орлом Константина и в правой части сбившиеся уже знамена его противника Максенция. Битва состоялась у Мульвийского моста 28 октября 312 года, и, собственно говоря, с этого времени Константин становится единоличным правителем Западной Римской империи. Победа Константина — это для истории христианства переломный момент, потому что кончаются гонения, как мы знаем, начинается новая эра, развивается христианская культура.

Следующие два эпизода связаны с историей нахождения Креста царицей Еленой, матерью Константина. Первый эпизод — он такой маленький, тоже написан Джованни ди Пьемонте по эскизу Пьеро делла Франческа. Он касается пытки Иуды Кириака. Сама по себе история несколько странная, потому что «Золотая легенда» говорит о том, что во время раскопок в Иерусалиме императрица Елена, узнав, что некий иудей Иуда знает о месте нахождения Креста, но не говорит, приказала бросить его в колодец, и, проведя в колодце семь дней, Иуда все-таки соглашается открыть место императрице, приводит ее на место храма Венеры, где стали копать, и там нашли три креста. Сама по себе, повторяю, странная: святая пытает или как-то, так сказать, пытается пытками вырвать признание у некоего знающего человека.

Но еще интереснее само изображение, потому что мы видим колодец, в который сажают этого Иуду, на фоне очень знакомой для нас стены. Для нас это кремлевская стена с так называемым «ласточкиным хвостом», но на самом деле это типичная итальянская архитектура, когда город, или замок, или даже небольшое поместье окружается стеной и сверху делаются такие вот зубчики в виде ласточкиного хвоста. Но, как мы знаем, Московский Кремль тоже строили итальянцы, отсюда, собственно говоря, и такой узор на наших стенах.

И следующее — уже «Испытание Креста». Когда кресты, три креста, были обнаружены, то надо было понять, какой из них, собственно, относится к Кресту Господню. И тогда, как опять же говорит «Золотая легенда», епископ Макарий стал возлагать кресты на умершего, которого проносили мимо, и один из крестов, коснувшись, воскресил этого умершего. Так узнали, вот какой из трех крестов является Крестом Господним.

Следующий эпизод — битва, это «Победа Ираклия над Хосровом». Это действительно историческое событие, но оно здесь интерпретировано внутри истории Креста, потому что какое-то время Крест хранился в Иерусалиме, но потом персы его забрали, и где-то 14 или 15 лет он был в плену у персов. И в 629 году, при императоре Ираклии, совершилась победа над персами, и византийские войска освободили Крест и торжественно его вернули, но уже не в Иерусалим, а в Константинополь.

И последняя композиция посвящена воздвижению Креста Господня. Но здесь опять же расходятся мнения: сюжет посвящен или христианскому празднику Крестовоздвижения, установленному в честь обретения Креста при императрице Елене, когда Макарий поднял этот крест, показывая народу, или он посвящен уже торжественному внесению в город креста, освобожденного Ираклием. В любом случае здесь мы видим торжество Креста, когда его несут с процессией и коленопреклоненные люди перед городской стеной стоят и воздают этому кресту почести. Само по себе это, конечно, очень интересное произведение, когда целая история из легенды, не евангельская, не библейская, а вот такая вот полулегендарная история отражена в главной капелле храма по просьбе заказчиков.

Но помимо истории Креста, здесь Пьеро делла Франческа написал «Благовещение», написал нескольких пророков, то есть опять же очень интересные росписи, с характерными для него фигурами, немножко загадочными, немножко мистическими. То есть для творчества Пьеро делла Франческа это, конечно, очень значительный памятник и очень интересное произведение.

Материалы
  • Яков (Иаков) Ворагинский. Золотая легенда. Т. 1. М.: Издательство Францисканцев, 2016.
Галерея (19)
Читать следующую
2. Братья и сестры покаяния
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше