Дополнительный эпизод
Третий орден
+
Основанный Франциском Ассизским орден «миноритов», его ответвления и наиболее известные францисканцы-миряне, или терциарии.

Поскольку мы говорили уже по поводу многих художников, что они работали в Сан-Франческо в Ассизи (это и Джотто, и Симоне Мартини, и Чимабуэ), то хотелось бы поговорить об этом комплексе и о самих францисканцах, об их роли в Ренессансе. Само появление этого ордена и жизнь святого Франциска дали новое измерение и монашеской культуре, и западной духовности.

Напомню, что орден святого Франциска, францисканцы, появляющиеся в начале XIII века, это – не название. Само название – это «минориты», или «меньшие братья». Именно так называл своих последователей сам святой Франциск. Это первый нищенствующий орден. Это уже целая революция в монашеской культуре, потому что поначалу, по крайней мерее в понимании святого Франциска, его последователи, его общины не должны были иметь пристанище на земле – негде преклонить голову, как собственно и основателю самого христианства Иисусу Христу. Они должны были ходить из города в город, не работать на земле, не привязываться к имуществу, питаться только подаянием и проповедовать Евангелие своей жизнью, прежде всего бедностью, простой, чистотой и так далее. И любовь к ближнему тоже ставилась во главу угла.

Официальной датой основания ордена принято считать момент устного утверждения устава папой Иннокентием III в 1209 году. Это значит, что францисканцы (которых принимали за еретиков, за людей, которые возбуждают общественное мнение, а, может быть, даже оскорбляют религиозные чувства, потому что все должно быть благообразно, а тут – какие-то босые нищие ходят) – они сами пришли к папе Иннокентию. Он их принял, благословил и сказал, что ничего еретического он не видит, продолжайте служить. Потому что он увидел, что в то время как ереси-то растут, а здесь наоборот – все призывается к строгой ортодоксии.

В 1223 году папа Гонорий III письменно утверждает устав ордена. Устав предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными (телесно и душевно), строгое послушание папе (папам это очень нравилось) и, как говорил святой Франциск, «совершенную радость».

Францисканцы были соперниками доминиканцев во многих догматических вопросах. Доминиканцы – орден, основанный испанцем Домиником де Гусманом, второй нищенствующий орден, который тоже был основан примерно в это же время, чуть-чуть позже, с целью проповеди Евангелия. Но там была совершенно другая история, другой подход, другой устав. Не случайно доминиканцы вскоре становятся во главе инквизиции. Правда, францисканцам тоже доверяли инквизицию во многих странах, но их подход был абсолютно другой.

Кстати, францисканцы часто были духовниками государей в XIII-XVI вв. и очень быстро стали пользоваться влиянием в деловых кругах. Им доверяли не только духовные, но и светские дела. Позже, начиная с XVI в., они были вытеснены иезуитами, потому что иезуиты предложили еще более мобильную модель людей, которые не привязаны к определенным зданиям и местам.

В 1256 году папа предоставил францисканцам право преподавать в университетах, несмотря на то, что святой Франциск проповедовал бедность. Даже известно, как одному брату, который очень хотел иметь Библию, посыпал землю на голову и сказал: «Вот тебе твоя Библия», – то есть он не разрешал иметь имущество даже в виде книг, может быть, один служебник на всю общину, одно Священное Писание на всю общину.

Тем не менее, францисканцы очень быстро завоевывают позиции в университетах – в парижском, в лондонском и др. Они создали свою богословскую систему образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. Францисканцы активно занимались миссионерской деятельностью. Работала в Новом Свете, в странах Востока. Многие знаменитые миссионеры, в том числе и в Китае, были францисканцами.

К XVIII веку у ордена было уже 1700 монастырей, хотя святой Франциск не основал ни одного, и около 25 тыс. монахов. Мы знаем, что в XIX веке их число сильно сокращается, потому что они были запрещены под воздействием революционных идей. Во многих странах они вообще исчезли, а потом они снова возродились, и в настоящее время орден уже насчитывает около 30 тыс. монахов со всех континентов.

Орденское одеяние – темно-коричневое: шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к которой привязаны четки, а иногда даже сама веревка с узлами и была четками францисканцев. По крайней мере, первые четки были такими. Они носят простые сандалии, а в некоторых странах были даже вообще босые.

В 1517 году папа Лев X признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название «братьев-миноритов» строгого устава (они назывались еще обсервантами) и «братьев-миноритов» (конвентуалов). Потом две эти линии соединились. В 1525 году возникло еще одно отделение – орден капуцинов (капуцин – от слова «капюшон»).

Самое главное, что ввел еще сам святой Франциск – это разделение на три ордена внутри одного ордена, что гораздо важнее для культуры. Во-первых, вдохновленная его проповедью, за ним пошла Клара, девушка из богатой семьи в Ассизи. Она тоже очень хотела посвятить жизнь этому служению. Святой Франциск благословил ее на женское монашество, тоже нищенствующее. У них был более мягкий устав. Появились женские монастыри, когда мужская ветвь ходила и собирала подаяние, проповедовала без пристанища. Это орден клариссинок, то есть женская ветвь францисканского ордена.

И появляется третье, что было совсем невиданно и доселе незнакомо, или в урезанном виде знакомо восточному христианству, ¾ это терциарии, так называемый третий орден. То есть миряне, которые живут по уставу, берут обеты, но не покидают мира, не оставляют своих профессий, своих семей. Это семейный орден. Не монашествующие, но люди посвященной жизни, которые хотят служить Богу своими дарами.

Третий орден более, чем все остальное, хотя францисканцы часто были проводниками идей Ренессанса, заказчиками многих произведений, но именно третий орден, учрежденный святым Франциском в 1221 году и утвержденный папой Николаем IV в 1289 году, стал основной силой культуры Ренессанса. Второй терциарий ввели в 1406 году доминиканцы. Они очень много делали вслед за францисканцами, соперничая с ними.

Терциариями были: поэты – Данте, Франческо Петрарка, Якопоне да Тоди (автор знаменитого гимна Stabat Mater), Раймунд Луллий (известный каталонский писатель и богослов); художники – Микеланджело, Рафаэль; короли – Людовик IX Святой, Елизавета Венгерская. Христофор Колумб был терциарием, то есть францисканцем третьего ордена. Это очень влиятельные люди, ключевые фигуры Ренессанса.

Среди известных францисканцев (не терциариев, а среди монашествующих) были очень известные ученые, богословы, философы: Роджер Бэкон, святой Бонавентура, философы Дунс Скот и Уильям Оккам, Бартольд Шварц (известный изобретатель пороха) и многие другие. Францисканская духовность как раз и повернула менталитет с умозрительных вещей на очень конкретные, на земные реалии. Она как бы сняла средневековые запреты со многих вещей; освободила и творческую активность, и интеллектуальную активность.

Вслед за францисканцами стали вводить третий орден доминиканцы. Потом появился терциарий августинцев, сервитов, кармелитов, тринитариев, ремонстрантов и других орденов. Теперь это для западной духовности очень известная практика.

Галерея (18)
Читать следующую
2. Нищенствующие заказчики красоты
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше