Дополнительный эпизод
Нищенствующие заказчики красоты
+
Орден францисканцев как заказчик больших циклов монументальных произведений.

Теперь – о францисканцах как заказчиках. То, что в базилике Сан-Франческо в Ассизи работали крупнейшие мастера Проторенессанса, говорит как раз о том, что, несмотря на то, что все начиналось с бедности, францисканцы были очень чувствительны к искусству и к красоте. Многие произведения, которые мы знаем, были заказаны ими.

Во-первых, появляется особая иконография самого святого Франциска – это изображение в Субиако, к этому монастырю Франциск имел отношение, – 1235 год. Буквально прошло совсем немного со смерти святого Франциска, а уже появляется иконография житийных сцен Франциска, на которую потом отчасти ориентировались другие художники, потому что эти два произведения написаны по памяти людей, которые хорошо знали, как выглядел Франциск. Иконография Франциска формируется практически его современниками.

Крест, перед которым в Сан-Дамиано он получил откровение «иди и восстанавливай Мою Церковь», послужил отправной точкой процесса иконизации распятия, когда соединяются иконная форма и форма распятия. И вот как раз крест в Сан-Дамиано относится к таким, где соединено много сюжетов – не только предстоящие, но и ангелы, и восхождение Христа на небеса и т.д.

Мы можем говорить об особом францисканском искусстве. Заказчики были в то время людьми, которые формировали вкусы, а не просто давали деньги или предоставляли свое помещение. Об этом как раз свидетельствует церковь Сан-Франческо в Ассизи – базилика святого Франциска. А сам монастырь называется Сакро-Конвенто. Это был главный храм францисканцев.

Сам город Ассизи, где родился и провел бо́льшую часть своей жизни святой Франциск, хотя путешествовал по Италии, бродил со своей общиной. Это провинция Перуджа, регион Умбрия. Это средняя Италия, с очень красивым пейзажем. Когда я в первый раз попала в Ассизи, то поняла, что только тут мог родиться такой замечательный поэт и мистик. Он же еще и прекрасный поэт. Его молитвы, его гимн Солнцу – это первые произведения, написанные на итальянском просторечии.

Свою истории Ассизи ведет от небольшого поселения, которое было основано в 1000 г. до н.э., а в V в. Умбрия населяется этрусками. Это очень древнее место. Здесь большой археологический слой и находят много чего интересного. Спустя век, господство этрусков сменилось римской властью, и именно в период господства римлян место и было названо Асиссио, превратившееся потом в Ассизи.

К III в., то есть достаточно рано, жители Ассизи приняли христианство  благодаря усилиям Руфина Ассизского, впоследствии ставшего епископом города. Один из главных храмов как раз и называется Сан-Руфино – посвященный святому Руфину. Кстати, сохранились античные постройки в этом городе, что тоже очень интересно. То есть, античность была для них реальностью – они видели ее, и снова к ней вернулись.

В XII в. Ассизи был покорен Фридрихом I Гогенштауфеном в ходе второго итальянского похода. Он очень многое сделал для города, не просто его покорил. Он развивал его. Появление здесь в XIII веке удивительного святого, который перекроил сознание многих людей, тоже симптоматично.

Монастырь Сакро-Конвенто основан на скалистом обрыве между реками Тешо, протекающей с севера, и Сполето с юга за пределы средневекового города. Франциск сам не хотел жить в городе, он все время уходил в окрестные селения и далее. И орден тоже после его смерти стал обосновываться за пределами города. Франциск завещал себя похоронить тоже не в пределах города. Строительство базилики началось благодаря тому, что там должно было быть захоронено тело основателя ордена.

В XIII в. монастырь основывается, а в XV в., в правление папы Сикста VI, монастырь значительно расширяется. Он стал использоваться как летняя резиденция понтификов. Вот так высоко ценили этот монастырь уже через два века.

Строительство храма началось в 1228 году, вскоре после смерти святого Франциска и его канонизации. Франциск умер в 1223 году, то есть строить начали буквально через 5 лет после смерти Франциска. Основной храм является двухэтажным. Верхний ярус, или верхняя церковь – это видимая часть здания, она возвышается над холмом. А нижняя церковь, скрытая рядовой постройкой монастыря, видна только тогда, когда вы заходите со стороны площади.

Перед монастырем поставлена уже современная статуя, но она очень характерная – статуя Франциска, как он вернулся из военного похода, израненный и истерзанный мирской жизнью. Это поставило точку его мирской жизни, и после этого он отдал себя на служение Христу. Франциск приходит, поникший на лошади, в полном вооружении, и преклоняется перед Церковью, перед Христом. С этого времени начинается его новая жизнь.

С нижней площади – вход в нижнюю базилику. Даже сама по себе конструкция такого сложного ансамбля очень интересна. Она тоже показывает новое развитие архитектуры этого времени. Внешне фасады выглядят очень по-романски, а внутри конструкция ближе к готической. Вот эта скрытая готика часто встречается в это время в Италии. В этой церкви это особенно хорошо видно.

Камень в основание постройки торжественно заложил 7 июля 1228 года папа Григорий IX, хотя к этому времени работы по фундаменту уже начались. Руководством и надзором за строительством занимался викарий ордена Илья Бомбардони. Он был одним из францисканцев первого призыва. Он упоминается в «Цветочках»,  то есть в житийном цикле о Франциске. Ему это было доверено, потому что он имел опыт строительства для крестоносцев в Сирии. Он тоже успел побывать в крестовых походах. Первые францисканцы – это люди довольно высокого звания из богатых горожан или даже рыцарского сословия. И многие из них побывали в крестовых походах, в том числе и сам Франциск.

Строительство нижней базилики было завершено в 1230 году, и на Троицу 25 мая сюда было перенесено, как говорят современники, нетленное тело основателя ордена и здесь было похоронено. До этого оно было похоронено в церкви св. Георгия. Теперь – это базилика св. Клары. Несколько лет пролежало там. Потом мощи обрели, и они были положены в специальной капелле.

Вот специальная капелла, где захоронено тело святого Франциска. И эта конструкция тоже довольно интересная, потому что здесь сделан такой многогранник и по четырем углам от основного захоронения святого Франциска похоронены его ближайшие помощники, его ближайшие братья.

Это целая идеологическая конструкция. То есть в основание монастыря, двухэтажной базилики, в самом нижнем ярусе лежит тело основателя. Мы знаем, что храмы строились на мощах мучеников. Здесь лежит тело основателя, и вот на нем начинает строиться многоплановая, многоуровневая постройка. Это был символ самого францисканского ордена, потому что он тоже разнообразный, многоплановый, у него есть несколько ответвлений, три ветви: мужская, женская и мирянская. Еще внутри есть ответвления на капуцинов, на миноритов, на конвентуалов и т.д. То есть это очень сложноорганизованный орден.

Внутри есть несколько еще средневековых, но интересных и ренессансно оформленных внутренних двориков, которые предназначены для уединенных молитв.

И, конечно, все художники, которые здесь работали, отметились портретами Франциска так, как они его видели и понимали. Вот «Франциск» Чимабуэ. Вот «Франциск и Клара» Джотто.

А вот «Франциск и Антоний», написанные Симоне Мартини. Как видите, каждому художнику дана свобода. Поэтому, конечно, вклад францисканцев в историю Ренессанса велик, его нельзя преуменьшать. И самой идеологией ордена они поменяли для многих картину мира. И были вот такими заказчиками и разработчиками больших циклов произведений.

Галерея (20)
Читать следующую
7. С небес на землю: Мазаччо и Мазолино
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше