Дополнительный эпизод
Художники династии Мин
+
Тщательный анализ живописи древних мастеров заставляет пересмотреть прежние датировки.

Говоря об искусстве XIV-XVI века, мы вдруг сталкиваемся с тем фактом, что, например, об искусстве династии Мин мы знаем довольно мало. Мы знаем о художниках, но если вы взглянете на книги середины XX века или даже 1960-х годов, то оказывается, что там об этом буквально пара страниц. И на этой паре страниц говорится, что ну вот как жалко, происходит некий закат, и искусство, в общем, идет как бы к своему такому логичному закату или завершению.

Между тем, если мы посмотрим и на историю, и на то, какие процессы происходят в искусстве в XIV-XVI веках, это будет один из самых интересных периодов в истории Дальнего Востока и в истории искусства Дальнего Востока. В Китае это правление династии Мин, в Корее это правление династии Чосон, в Японии это правление клана сегунов Асикага. И тем не менее искусство XIV-XVI веков, особенно китайское, до недавнего времени было, скажем, не самым популярным. Хотя, когда мы смотрим на него, мы понимаем, что оно отмечено вдумчивой и эмоциональной работой с наследием прошлого в своих поисках нового стиля, более адекватно отражающего современность.

И тем не менее эта живопись — как мы видим, она самая разная — не так часто привлекала внимание исследователей. Более того, как я уже заметила, она почиталась вторичной по сравнению с живописью, например, династии Сун. Ни в коем случае не умаляя достоинства художников династии Сун, мне все-таки хотелось бы отметить, что эта позиция сейчас уже во многом оспаривается, и благодаря тому, что фокус все-таки сместился с XII-XIII веков, каким он был раньше в системе ценностей китайских антикваров и потом уже западно-европейских коллекционеров, которые как бы переняли у них эту систему ценностей просто в силу того, что они покупали эти вещи у них.

Примерно начиная с 1970-х понемногу появился ряд публикаций, отдельные выставки, особенно в 2000-х годах, то есть на самом деле это совсем новое явление. Например, в музее Метрополитен в 2009 году проходила выставка, посвященная живописи и искусству династии Мин, в музеях Лос–Анжелеса проходят грандиозные гостевые выставки из музеев Шанхая. В 2014, например, в Британском музее открывается большая выставка, посвященная именно искусству династии Мин и пониманию, трактовке этого времени как такого динамичного, очень сложного периода. Ну и, собственно говоря, в этом году, в 2018 году, весной в музеях Кремля открылась небольшая выставка, тоже посвященная этой династии, из коллекции музеев Шанхая, из Шанхайского музея.

Чем же обусловлено было такое вначале невнимание, а затем пристальное внимание к династии и к искусствам династии Мин? Прежде всего, наверное, точкой зрения и сложившейся системой ценностей. С одной стороны, художники династии Мин, как мы это хорошо видим на примере пейзажного свитка «Позднее возвращение с весенней прогулки» кисти художника первой половины XV века Дай Цзиня, который стал основоположником так называемой школы Чжэ. Эта школа и, в частности, художник Дай Цзинь прославились умением сочетать разные исторические манеры в соответствии с сюжетом. То есть художники Мин действительно очень тщательно и весьма много изучали и копировали своих предшественников. Они прекрасно работали в стиле художников династии Сун и в стиле художников династии Юань, и поэтому их живопись в последующие века часто считалась вторичной по отношению к их предшественникам.

С другой стороны, были художники, которые сознательно порывали со всеми школами. Такие, например, как Чэнь Даофу, или Чэнь Чунь, более известный под псевдонимом Даофу. Он воспитывался на художниках-литераторах династии Юань, но сознательно вышел из всех объединений, групп и школ и постулировал эксперимент с историческими стилями. Если он экспериментировал, например, в стиле Ни Цзаня, или Ми Фу, или более академической манеры, то эксперимент этот заходил так далеко, что получался, скорее, новый неожиданный результат и самобытный, новый, индивидуальный стиль. Эти работы высоко ценились, но, скорее, в узких кругах знатоков и художников, а не среди коллекционеров. Таким образом, вторая причина была та, что не все их работы знали, и они не пользовались популярностью у коллекционеров, которые о них писали, или которые продвигали их на художественном рынке.

В-третьих, эта одержимость стилями прошлого привела к тому, что очень многие живописные работы и свитки были просто неправильно датированы. Например, сейчас происходит колоссальная работа по переатрибуции и по изучению тех собраний, которые, например, мы видим в американских коллекциях. Не все коллекции готовы проделать такую работу. Это действительно очень сложный труд и требует больших усилий.

Например, на сайте коллекции Freer and Sackler gallery мы можем увидеть свиток, о котором написано, что прежде он приписывался Гао Кегуну, то есть художнику XIII века, а сейчас они поняли, что это неизвестный пока художник конца династии Мин — начала Цин, и датируется работа XVII веком. Тщательность и последовательность в изучении исторических стилей принесла для художников династии Мин и отчасти Цин обратный, положительный эффект.  Оказалось, что многие их работы просто неправильно датированы и были выданы, возможно, даже ненамеренно за произведения прошлого. Таким образом, живопись этого периода является, безусловно, весьма лакомым куском для всех исследователей и коллекционеров, которые постепенно начинают ее собирать, и, несомненно, готовит нам много еще очень приятных сюрпризов и открытий.

Галерея (5)
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше