Дополнительный эпизод
Ярославская школа
+
Формирование ярославской архитектурной школы в первой половине XVII века.

Ярославль был одним из крупнейших, а именно – вторым по величине городом России после Москвы. Интересно, что, поскольку Поволжье было меньше затронуто Смутой, каменное строительство в Ярославле началось даже раньше, чем в Москве. Но надо сказать, что оно в первые годы, в первые десятилетия, развивалось довольно медленно. Первыми постройками были малозначительные церковки, построенные в комплексе уже существовавшего большого Спасо-Преображенского монастыря.

А первой крупной постройкой в Ярославле стала церковь Николы Надеина 1620-1621 гг. Она была построена очень богатым купцом Надеем Андреевичем Светешниковым, который владел целой торговой империей от Сибири до Пскова с соляными промыслами и со многими другими вещами. Он безусловно был одним из богатейших людей в России.

В качестве приходской церкви Надей строит четырехстолпный храм, у которого раньше было пять глав, сейчас осталась только одна. Он в каком-то смысле повторяет идею Бориса Годунова, который использовал пятиглавый четырехстолпный тип  для своего вотчинного храма.

Он пристраивает к нему один придел – некую колокольню, которая потом была переделана, 2-хярусную галерею, и наконец снабжает эту церковь имитацией круглых окон, чтобы она в наибольшей степени напоминала Спасо-Преображенский собор в ярославском монастыре, который был для нее образцом.

Интересно, что если сами формы ярославской школы затем поменяются, то вот эта первая церковь задаст общую иконографию ярославских церквей, и практически все приходские церкви этого города будут в дальнейшем столпными и пятиглавыми.

Собственно, первой церковью, где окончательно сформировались особенности ярославской школы, построенной в самом начале правления Алексея Михайловича, является церковь Ильи Пророка – очень знаменитая благодаря своим пестрым и ярким фрескам. Это четырехстолпная церковь, где восточные столбы фактически встроены в иконостасную стену. Это будет главный тип для Ярославля. Ее большие окна не имеют наличников – это еще одна характернейшая черта. Она имеет пять цветовых глав и очень живописна. В этом смысле она похожа на московское узорочье.

Интересно расположение приделов. Они все разных форм. Один – шатровый, другой – под шатровой колокольней, третий – бесстолпный. Расположены все они в разных частях и соединены красивыми галереями и переходами (в этом отражается московское влияние).

Галерея (11)
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше