Дополнительный эпизод
Теплая и холодная
+
Ярославская архитектурная школа в XVII веке: парные храмовые ансамбли и московские влияния.

Рассказывая о XVI веке, мы затронули тему региональных школ. Мы говорили о том, что тогда в России было две ярко выраженных региональных школы – Новгород и Псков. Но исследователи (например, Сергей Сергеевич Подъяпольский) выделяют еще ростовскую школу как достаточно отдельную. После смуты, когда заново начинается каменное строительство, эти школы совершенно не выявлены, и их активное развитие и расцвет мы можем отсчитывать только с эпохи Алексея Михайловича.

И, конечно, первая и важнейшая школа, давшая рассматриваемой эпохе целый ряд выдающихся произведений архитектуры, это – ярославская школа. Наряду с Москвой и Нижним Новгородом, Ярославль был одним из трех крупнейших городов России. Он был даже значительно больше Нижнего Новгорода, то есть был второй город России по величине. Оттуда второе ополчение шло на Москву и освободило его от поляков. Каменное строительство в Ярославле при Михаиле Федоровиче началось даже раньше, чем в Москве. Но первые постройки лишь начинают намечать какие-то особенности, которые сложатся в школу, то есть в некую традицию, в которой хотя бы от одного поколения к другому, хотя бы один раз, происходит передача неких излюбленных строительных приемов – композиционных и декоративных.

Именно с 40-х годов мы можем уже говорить о том, что эта школа сложилась и начинает расцветать. Ее первой постройкой является церковь Ильи Пророка в Ярославле, о которой мы уже говорили. К очень ранним постройкам относится и церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Это крупная слобода, расположенная напротив центра Ярославля, напротив кафедрального собора через реку Которосль. Здесь, в этом ансамбле в Коровниках, сформулировано несколько черт, которые являются основами ярославской школы.

Во-первых, это вообще любовь к ансамблям, строительство вместе теплой и холодной церквей. Во-вторых, это сам тип использования храма, а именно – почти все приходские храмы 4-хстолпные, с пятью главами, из которых иногда боковые глухие, иногда световые, но центральная – всегда световая. Купола храма крупные, сам масштаб глав очень большой. Затем – большая любовь к окружению храма приделами, и очень часто эти приделы шатровые. Крыльца с высоким кленовидным завершением. Колокольня, как правило, ставится отдельно: иногда где-то сбоку пристроена к храму, а иногда стоит совсем отдельно, и весь комплекс окружается дополнительно обходом с воротами.

Часто все эти элементы возникают не одновременно, а, например, на протяжении второй половины XVII века, по очереди, по мере того, как у посадских людей, у богатых купцов (а это – главные заказчики ярославской архитектуры) возникают деньги.

Все это мы видим в ансамбле в Коровниках. Главный храм имеет два симметричных шатровых придела. Замечательно роскошное изразцовое окно на его восточном фасаде, которое возникает уже в 1680-е годы. Изразцы приходят в Ярославль из Москвы, появляются здесь уже после того, как они распространяются в Москве. На самом деле, при всей консервативности и строгости Ярославль быстро откликается на московские новшества, и они его достигают быстро.

Еще одной любопытной деталью этого ансамбля является вторая церковь. Как вы понимаете, теплая церковь должна быть маленькой и низкой, чтобы ее было легко отапливать. И здесь, для симметрии и эффектности, она делается высокой, большой, но вся ее верхняя часть, больше половины здания – это пустой чердак, потому что свод собственно храма проходит очень низко, а то, что выше – это чистая декорация, сделанная для того, чтобы со стороны города этот ансамбль хорошо смотрелся, чтобы она симметрично дополняла вторую церковь, а не казалась какой-то незначительной.

Другой пример ансамбля – это церковь Николы Мокрого, построенная в 1665-1672 гг. Здесь пропорции барабанов поменьше. Использованы те же симметричные шатровые приделы. Из интересных и новых черт здесь – постановка колокольни в связи с храмом. Она надстроена прямо над ведущим в храм крыльцом. Такая высокая, устремленная вверх шатровая колокольня.

Рядом построен теплый храм. В данном случае он очень маленький, одноглавый и низкий. Но любопытно, что чуть позже, для симметрии и для того, чтобы опять визуально объединить оба храма, они (и большой, и маленький) получают с запада дополнительные пристройки, обильно снабженные изразцами и увенчанные маленькими декоративными шатрами. Таким образом обе церкви выступают на линии улицы и добавляют некое единство этому ансамблю. То есть забота о том, чтобы он смотрелся вместе, является для Ярославля очень важной.

Дальнейшее развитие этих тем проходит в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Это та самая церковь, которая изображена на купюре в 1000 рублей. Она тоже имеет 5-главую композицию. Здесь интересно, что боковые приделы, во-первых, подняты до уровня главного. Мы помним, что такой прием использовался в эпоху Бориса Годунова. Это единственный пример годуновской церкви в России, когда боковые приделы имеют тот же объем, что и центральный. В данном случае, при огромной разнице в размерах между центральным храмом, 4-хстолпным по-прежнему, с огромными барабанами и боковыми приделами – они получили очень вертикализированное развитие.

И любопытно, что, видимо, для равновесности композиции каждый из них увенчан пятью главами. Это единственный случай в русской архитектуре. Соответственно, в целом это единственная 15-тиглавая композиция, и этим храм, конечно, уникален. По сути, в боковых приделах использована московская композиция церквей с горкой кокошников и пятиглавием, только приспособленная под пристройки к большому ярославскому храму.

Этот храм больше декорирован, чем какой-либо другой. Он полностью покрыт или кирпичной резьбой, или изразцами, и имеет, как и большинство других ярославских храмов, обходные галереи и высокие крыльца. О его поздней датировке говорит в целом стремление к симметрии – он весь симметричен. Колокольня в данном случае имеет уже черты «нарышкинского» стиля и построена отдельно в стороне от храма.

И, наконец, стоит упомянуть Богоявленскую церковь в Ярославле. Это как раз первый пример, когда отдельно храм строится по московскому образцу, то есть используется московская система сборки кокошников, и с пятиглавием, где только центральная глава световая. Колокольня поставлена по диагонали. В остальном – храм типично ярославский, с низкой обходной галереей и с большими крупными окнами, не снабженными наличниками, и так же богато декорирован изразцами, которые очень красиво сочетаются с кирпичом, что тоже для Ярославля типично.

Галерея (9)
Читать следующую
2. Ростов Великий
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше