Дополнительный эпизод
По украинским образцам
+
Украинские композиции и формы в московской архитектуре конца XVII в.

Начало 1680-х годов было временем больших поисков в русской архитектуре. В самом конце правления царя Федора Алексеевича некая делегация Московского царства отправилась на Украину по разным делам. В частности, в ней были мастера строительных дел, которым, видимо, было поручено поискать новые образцы для строительства. Такое ощущение, что при царском дворе были сторонники решительного обновления форм русской архитектуры.

Одним из участников этого посольства был Осип Старцев, который, по возвращении в Москву в 1671 году, руководил постройкой царской церкви Воскресения на Пресне, в личной царской усадьбе царя Федора Алексеевича. К сожалению, мы толком не знаем, как точно выглядела эта церковь, потому что она была разобрана в 1730-е годы. Но мы знаем, что она имела крестообразную четырехчастную композицию, ориентирующуюся на украинские образцы. Иначе ее можно назвать четырехлепестковой.

Сама архитектура Украины этого времени – уточню, что речь идет о левобережной Украине, потому что западная Украина имела иную архитектурную традицию – сформировалась в середине XVII века. Пока многие вещи и истоки формирования в ней нам не ясны. С одной стороны, возможно (что лично мне кажется очень сомнительным) она выросла из местной деревянной архитектуры.

Другая точка зрения мне более близка, она кажется мне принципиально более правильной: украинская архитектура сформировалась в ориентации на румынские образцы, потому что зачинатель православной жизни Киева во второй четверти XVII века – митрополит Петр Могила – был родом из Румынии. С ним приехало большое количество румынских духовных лиц. И вполне разумно предположить, что в Киев могли приехать и даже точно приехали вкусы к подобной архитектуре, но могли приехать и мастера, которые помогали там строить какие-то новые произведения.

Так или иначе, архитектура Левобережной Украины довольно своеобразна. В ней доминировало три типа зданий. С одной стороны, это большие соборы, которые как раз (тут действительно нет сомнений) пытались воспроизводить древнерусские формы, то есть ориентировались на древние образцы. Во-вторых, были трехчастные церкви. И, в-третьих, четырехчастные церкви, где каждый из стремящийся к обособленности граненых объемов увенчивался отдельной главой – получалось пять глав, но стоящих не по диагонали, как на Руси, а по сторонам света. Возможно, именно такой облик имела первая церковь, построенная Осипом Старцевым.

Интересно, что его контакты с Киевом продолжились. Уже в 1690-е годы он, наоборот, были приглашен в Киев, где руководил строительством двух монастырских храмов. В данном случае речь уже идет об обратном влиянии русской архитектуры на украинскую, которое тоже была на тот момент весьма сильным.

Самым знаменитым образцом украинского влияния был и является собор Донского монастыря. В нем стоит старый небольшой собор эпохи Бориса Годунова. Новый собор строится при финансовой поддержке царевны Екатерины Алексеевны – сестры царей Федора, Ивана и Петра. Это очень крупного размера собор, который удивительным образом сочетает общую украинскую композицию, которая здесь несомненна, с пятью главами по сторонам света и с такими округлыми объемами типичной для русского собора 4-хстолпной композиции. Внутри в него добавлено 4 столпа.

На самом деле, некоторые украинские храмы могли сочетать столпную композицию с 4-хлепестковой. В этом смысле, когда вы находитесь внутри, то, кроме нестандартного расположения боковых глав, вы даже как бы не очень понимаете, что он совсем иначе сделан. Но снаружи он узнается как типично украинский.

Интересно, что если 3-хчастная композиция несколько шире распространилась, была очень удачно впитана нарышкинским стилем, и дальше появилось много нарышкинских церквей именно с 3-хчастной композицией, то 4-хчастная, где боковые части были бы высокими, не распространилась.

Вариант, когда эти боковые рукава стали очень низкими и стали как бы основой, а в центре возвышался уже восьмерик, над ним четверик и центральная глава, как в Филях, например, это как раз версия, возможно вдохновленная Украиной, но на Украине неизвестная, распространилась широко. А вот другие композиции были очень редки.

И среди того, что похоже на Донской собор и напоминает Украину, но уже в рамках нарышкинского стиля, с хорошими  деталями, нужно упомянуть еще одну церковь – в селе Узкое под Москвой (ныне – в черте Москвы).

Ее построил Тихон Стрешнёв. Он был родственником царя Петра по его бабушке – по жене царя Михаила Федоровича, Евдокии Лукьяновне Стрешнёве, то есть тоже человек не из ближайшего, но царского окружения. Мало того, он пользовался большим царским доверием и был одним из тех, кто управлял Россией во время отсутствия царя в Великом посольстве.

Данный храм меньше размером. Внизу он 4-хлепестковый. Столпов в нем нет. А наверху каждый из лепестков храма увенчан уже восьмериком, более типичным для нарышкинского стиля. И детали здесь, скорее, нарышкинские. Тем не менее, его общая украинская ориентация тоже не вызывает вопросов.

Галерея (8)
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше