Дополнительный эпизод
Ярославская школа в других городах
+
Важные памятники ярославской архитектурной школы в Тутаеве и Борисоглебском монастыре.

Ярославская школа – это не только Ярославль, но и другие выдающиеся города. Говоря о ней, очень хочется упомянуть еще два памятника: один находится в г. Тутаев, а другой – в пос. Борисоглебский. Без них разговор об этой школе невозможен, потому что оба они представляют собой выдающееся произведение на фоне всей русской архитектуры 1670-1690-х годов.

Первый из этих памятников – борисоглебский собор в Тутаеве. Тутаев – это советское название города Романов-Борисоглебск. Он возник при Александре I через объединение старинного города Романова на одном берегу Волги и Борисоглебской слободы, которая при Екатерине II стала городом Борисоглебск, на другом берегу Волги.

Именно в этой Борисоглебской слободе в середине XVII века был построен не очень большой каменный храм, который уже к 70-м годам оказался тесным, и, по просьбе местных жителей, им было разрешено его разобрать и выстроить новый, значительно больший. Получившийся храм – это крупнейший посадский храм русской архитектуры XVII века. Повторю, что он не имел статус собора, это храм крупной слободы. Он двухэтажный, что весьма редко для ярославской школы, то есть у него есть большой теплый нижний храм, а над ним, во втором ярусе, стоит огромный четырехстолпный летний храм.

В этом храме, между прочим, хранится крупнейшая икона России – икона Нерукотворного Спаса размером более 2,5 метров в высоту, с которой совершается очень эффектные и прекрасные крестные ходы летом из Борисоглебской стороны Тутаева на Романовскую и обратно через Волгу.

Сам этот храм был построен достаточно быстро и затем полностью расписан. Он замечателен не только своей архитектурой, но и тем, что в советское время он не был разорен и полностью сохранил внутреннее убранство.

В целом, он уже выказывает определенное тяготение к симметричности. С трех сторон он окружен галереей. Имеет два небольших и невысоких придела с востока. В данном случае как раз огромный центральный объем очень четко выделен, и имеет крыльца с запада и с юга (с севера крыльца нет). Колокольня стоит совершенно отдельно от храма, немного в стороне и чуть ниже, потому что он находится на волжском склоне.

Наконец, стóит отметить его очень богатое убранство. В данном случае, изразцы введены очень аккуратно, как точечные вставки. Здесь нет небольших изразцовых фризов, то есть московское влияние здесь проявляется меньше, чем в других храмах Ярославля этого времени.

Второй памятник – это целый комплекс Борисоглебского монастыря под Ростовом. Это всё-таки не пригородный монастырь, он находится в 20 км от города. Он чем-то похож на митрополичий двор в Ростове. Он похож и на московскую архитектуру, и одновременно в большей степени на ярославскую. На ростовскую он похож не только потому, что скорее всего те же мастера делали несколько построек из Борисоглеба, но и потому, что здесь была такая же ситуация, когда в монастыре были уже каменные постройки XVI века, и дальнейшая архитектура отчасти на них ориентировалась. Здесь стояли большой собор и трапезная.

В 70-80-е годы XVII в. происходит доделка комплекса, когда вокруг него строятся огромные мощные стены, которые местами впечатляют даже больше, чем стены Ростовского кремля. Они более приземистые, а ворота в них эффектнее и роскошнее.

В центре монастыря строится звонница. Она как раз является несколько уменьшенной копией ростовской звонницы, но со значительно большим количеством декора, напоминающего Ярославль и отчасти Москву этого времени.

Но, наверное, самое замечательное – это даже не звонница и не только великолепные стены монастыря, а две его надвратных церкви. В данном случае мы имеем дело с самыми большими надвратными храмами России, потому что здесь они еще больше относительно башен, рядом с которыми расположены, что производит очень большое впечатление.

Над главным входом в монастырь, который со стороны дороги, ведущей в Ростов, находится Сергиевская церковь. Это огромный четырехстолпный храм, который мог быть просто прекрасным монастырским соборным храмом, но здесь он используется как надвратный; водружен на уровне второго яруса, и от этого суровая гладь его стен, которая соответствует и облику стоящему внутри монастыря собора, и вообще соборный тип храма производит особое впечатление.

Второй храм несколько иной. Он как раз повторяет композицию главного входного храма митрополичьего двора в Ростове, потому что внутри него тоже своды и центральный барабан опираются на систему из двух поперечных арок (это очень редкая система). Но интересно, что снаружи этот храм получает весьма изобильный декор. И башни, которые его фланкируют, тоже. Он завершается в данном случае не закомарами и не щипцовым покрытием, а очень любопытной четырехскатной кровлей из имитации закомар, что присутствует в некоторых памятниках начала 1690-х годов и говорит об определенных изменениях и усилении декоративности и мотивов узорочья в ростовской ветви ярославской архитектуры в это время.

Галерея (10)
Читать следующую
4. Соборный тип в нарышкинском стиле
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше