Дополнительный эпизод
Царь Симеон
+
Удивительная история русского царя Симеона и его вотчинный храм.

Мало кто помнит, что в России в XVI веке был царь Симеон. Его биография совершенно необыкновенна. Исходно это был Саин-Булат хан, правнук хана Ахмата, с которым произошло знаменитое «стояние на Угре» в 1480 году. Он – сын ногайского хана, внук астраханского хана. Принадлежал к царскому роду Чингизидов. Как и многие Чингизиды, он при Иване Грозном вместе с отцом выехал на русскую службу, и в 1567 году Иван Грозный сделал его ханом Касимова. Это было марионеточное ханство на территории Мещерского края, которое передавалось в удел тем представителям разных ханских родов, которые переходили на русскую службу, но еще не принимали православие, а оставались в исламе.

Симеон шесть лет был Касимовским ханом, и в 1573 году он крестился, перестав быть ханом, в селе Кушалино, недалеко от Твери. Женился на княгине Анастасии Черкасской, которая была дочерью очень влиятельного боярина Федора Мстиславского. Любопытно, что она одновременно была праправнучкой и Ивана III, и казанского хана Ибрагима, то есть в каком-то смысле принадлежала к высшей аристократии обоих царств.

В этом браке у Симеона было 6 детей. Он получил православное имя Симеон и отчество Бекбулатович. В 1575 году происходит совершенно необыкновенное событие, которое сегодня даже не очень легко объяснить, а именно – царь Иван Грозный вдруг провозглашает Симеона «царем», сам венчает его на царство и переезжает на Петровку. Живет на Петровке и называет себя «Иваном Московским», а царь Симеон живет в Кремле.

Приведу две цитаты из источников. «Посадил на Москве Симеона Бекбулатовича, царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин…». И он по-скоморошецки, уничижительно всегда общается с Симеоном – я имею в виду уничижая себя, и, например, документы подписывались так: «государь Великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси Иванец Васильев со своими детишками, с Иванцом и Федорцем, челом бьют».

Естественно, все управление сохранялось в руках Ивана Грозного. Весь маскарад продолжался всего год, и через год Симеон Бекбулатович сошел с престола. Однако, видимо потому, что он никак себя не проявил как какой-нибудь опасный соперник, ничего плохого с ним не случилось. Он получил наименование «великого князя Тверского» и имел весьма автономный и обширный двор в Твери.

Хуже ему стало при Борисе Годунове, который видел в нем соперника. И в 1585 году он лишился Тверского княжества и титула и переместился в свое родное село Кушалино. И вот как раз тут, в 1591-1592 гг. он строит церковь, которая дошла до нашего времени, представляющая собой маленький шатровый храм. В нем имитированы боковые приделы – их, по сути, нет, но маленькие главки стоят над двумя боковыми апсидами, что создает ощущение более крупного храма.

Например, он напоминает такие постройки, как церковь в селе Остров и построенная в этом же году церковь в вотчине Бориса Годунова – в Красном-на-Волге. Но самое интересное, что в оформление стен этой церкви включены мотивы декора Архангельского собора – круглые окна и такой редчайший элемент, который в годуновское время нигде больше не использовался, как раковина. Это как раз говорит о специальной отсылке к царскому статусу Симеона Бекбулатовича и представляет собой уникальное и очень любопытное явление в русской архитектуре.

Сам царь Симеон жил в бедности, и, как считается, даже ослеп. В 1605 году Лжедмитрий, который его тоже боялся, постриг его в монахи и отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Царь Василий Шуйский отправил его в ссылку еще дальше – на Соловки, откуда царь Симеон постоянно просился обратно. В 1612 году его вернули в Кириллов, и он дожил до января 1616 года, пережив большое количество русских царей, которые правили после него.

Галерея (9)
Читать следующую
2. Барокко до Петербурга
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше