Дополнительный эпизод
Техника со скрытым рядом
+
Техники кирпичной кладки, применявшиеся при строительстве древнерусских храмов.

Когда мы говорим об архитектуре, перед нами встают, прежде всего, объемы, декорации, свет и т.д., но за всем этим строит очень практическая сторона – это вопрос о строительстве. И, собственно говоря, вопрос о строительстве, о технике строительства помог решить многие загадки, которые были в истории византийской и русской архитектуры.

Для того, чтобы понимать как устроен храм в смысле строительном, как он построен, надо сказать несколько слов о техниках строительства. В Древней Руси мы встречаем преимущественно два основных типа кладки. Мы сейчас говорим про храмы из плинфы, храмы из кирпича, которые были максимально распространены на Руси. Чисто каменная архитектура на Руси была очень редкой и, по сути, была сосредоточена в одном регионе – в северо-восточной Руси.

Кладка из кирпича, естественно, порядовая. Кирпичи кладутся друг за другом. Но возникает вопрос: что между двумя панцирями? Панцирями называются фасады – внешний, наружный фасад и внутренняя стена. Здесь может быть сплошная кладка из плинфы. Такие случаи мы знаем.

Но здесь может быть и так называемая панцирная, бутовая кладка, когда есть два панциря из кирпича, а внутри засыпан мелкий дробленый камень. Это не хорошо обработанные отесанные блоки, а мелко дробленый камень, который годится для того, чтобы на растворе, а вся кладка сделана на цемяночном растворе, лучше скреплять эти стены.

Мы с вами видим иногда римские постройки, где снаружи все ободрано, например, сняли камень, а внутри бутовое наполнение стоит на высоту до 10 метров. Такие удивительные случаи есть.

Но на Руси строили, как было сказано, преимущественно из кирпича. И здесь мы с вами видим две техники. Одна – обычная техника, которую мы встречаем везде в Византии – это техника, когда идут кирпичи друг за другом «заподлицо».

Но есть и другая, очень интересная техника – техника со скрытым рядом. Здесь одну плинфу мы выводим на фасад до торца, а другую заглубляем, снова до торца, снова заглубляем и т.д. А остающееся пространство мы с вами замазываем раствором и погружаем. Таким образом, на фасаде церкви у нас получаются широкие полосы цемяночного раствора, в него добавлялся толченый кирпич – поэтому он приобретал такой нежный розоватый оттенок, между которыми выступают полосы кирпича.

Такая кладка не имеет никакого конструктивного значения, а имеет чисто художественное значение. И парадоксальным образом долгое время первые ее примеры были на Руси, при том, что в Византии это считалось признаком столичной работы. Только не так давно на Афоне, в кафоликоне монастыря Ватопед был найден пример такой кладки до Руси.

Галерея (7)
Читать следующую
2. Гибриды Виленского края
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше