Дополнительный эпизод
Таблица Раппопорта
+
Советский историк архитектуры Павел Александрович Раппопорт создал своего рода аналог таблицы Менделеева для древнерусского зодчества – таблицу движения строительных артелей.

Историю древнерусской архитектуры невозможно воспринять вне контекста изучения этой архитектуры, которое развилось по-настоящему в XX веке. В советский период было три крупных центра истории древнерусской архитектуры – Киев, Москва и Ленинград. Киевские историки архитектуры Асеев, Холостенко, Логвин были заняты преимущественно вопросами реконструкции древних памятников Киева, Чернигова, южнорусских земель.

Московская школа работала либо методами традиционной археологии, как замечательный специалист Николай Николаевич Воронин, либо методами старой хорошей истории архитектуры, как Алексей Ильич Комеч.

В Ленинграде появилось совершенно новое направление, которое, выйдя из рамок классической археологии, развило уровень изучения архитектурной археологии до прежде небывалых высот, и связано оно с именем Павла Александровича Раппопорта. Фронтовик, пришедший в науку после войны, вначале оказался в довольно сложном положении.

Дело в том, что абсолютным хозяином древнерусской археологии в Ленинграде, и не только, был Михаил Константинович Каргер – человек очень властный, волевой, который не разрешал молодому Раппопорту копать никаких древнерусских храмов. Это была его вотчина. Он работал в Киеве и в других местах.

Поэтому Павел Александрович вынужден был заняться крепостным зодчеством. А крепость – это не храм. Ее не раскопаешь за сезон, за два. Это огромные оборонительные сооружения. Здесь максимум можно было делать какие-то траншеи, шурфы, собирать подъемный материал. При этом счёт здесь шел не на десятки, а даже на сотни памятников.

И вот благодаря этой технологии, благодаря умению работать со строительным материалом Павел Александрович смог развить свою схему изучения древнерусской архитектуры, которую он, во-первых, смог резюмировать в своде. И хотя он называется «Русская архитектура», но преимущественно он посвящен храмам.

После смерти Каргера Павел Александрович стал очень активно работать в разных центрах и монографически исследовать церковную архитектуру древнерусских земель. Но главная идея, к которой он пришел, это идея связи памятников между собой не только по плану, не только по декорации, но и по строительной технике, по ее схожести, и, при этом, по ее развитию.

Например, для Смоленска ему удалось выявить развитие формата плинфы (кирпича) при сохранении ее общих параметров. Результаты своих многолетних исследований, ближе к концу жизни, Павел Александрович смог резюмировать в некой схеме, которую он, как специалист старой школы, нарисовал на миллиметровке с обозначением памятников.

Сейчас его ученики перевели это в компьютерный формат и выглядит это намного более удобозримо. Это пути движения древнерусских артелей. Мы можем связать между собой памятники, но эти памятники бывают зачастую не в одном месте, а в разных местах. И тогда мы видим, как одна артель может двигаться в рамках одной земли или даже нескольких княжеств, меняя, переходя из точки в точку, замирая где-то и работая здесь долго, порождая следующее поколение мастеров.

При этом то, что сделал Раппопорт, это не просто схема, а то, что его ученики стали называть «Таблицей Раппопорта», подобно таблице Менделеева, которая может предсказывать существование некоторых элементов, еще не открытых наукой. В этом смысле «Таблица Раппопорта» стала работать так же – она стала, благодаря лакунам в ней, благодаря пустым дырочкам, показывать, что вот здесь, между двумя датированными памятниками, которые очень похожи друг на друга, у нас не хватает работы этой артели. Значит, здесь мы должны когда-то открыть в этом городе или в другом  работы этой артели. И так и происходило.

Другое дело, что сегодня на новом уровне нашего технического подхода, технического изучения памятников мы можем сказать, что чистых артелей почти никогда не было. Для каждого отдельного храма артель зачастую собиралась заново или, по крайне мере, модифицировалась. Но как прорыв в понимании общей картины истории архитектуры «Таблица Раппопорта» сыграла в своей время огромную, и даже решающую роль.

Материалы
  • Раппопорт П.А. Архитектура средневековой Руси. Избранные статьи. К 100-летию со дня рождения. — СПб: Лики России, 2013.
  • Раппопорт П. А. Древние русские крепости. М.: Наука, 1965.
  • Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв.: Каталог памятников // Археология СССР. Свод археологических источников. Выпуск Е1-47. Л.: Наука, 1982.
Галерея (10)
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше