Дополнительный эпизод
Почерк плинфотворителей
+
Типология плинфы киевских церквей XI – начала XII века и ее роль в изучении древнерусской архитектуры.

Русские храмы построены из плинфы. И наука (а это действительно целая наука, которая изучает плинфу) дала очень многое для понимания русской архитектуры. Здесь перед нами очень интересный пример нестандартной плинфы из Десятинной церкви. Мы с вами видим большой натек, совершенно необычный для плинфы, и скошенный край. Эти признаки, которые называются морфологическими, которые определяют форму плинфы, очень важны для понимания того, какая артель не то что строителей, а плинфотворителей здесь работала. Но если мы находим на двух памятниках одинаковый редкий кирпич, мы почти уверены, что здесь работала одна и та же артель, особенно если это подтвердит изучение состава глины, и т.д.

Если в общем сказать о русской плинфе, то она вся практически относится к трем большим типам. Первый тип – это квадратная плинфа со скошенным краем. Второй тип – это два вида прямоугольной плинфы. Но тут вы можете спросить: «А почему же прямоугольной и прямоугольной? Как мы будем их различать?»

Дело в том, что, помимо формы плинфы (плинфой называем плоский кирпич), помимо формата, то есть размеров, есть еще один важный показатель – чисто технологический, который можно видеть только на боковой стороне кирпича. Это то, в какой рамке она сделана. Сделана она в разборной рамке, то есть когда рамку разбирают, и плинфа сложенная остаётся – и ее уже тогда кладут в печь. Или эта рамка неразборная, из которой плинфу вытряхивают. Кроме того, эта рамка может быть с дном или без дна – это мы видим по отпечатку, по стилю. Здесь, по большому затеку мы сможем определить типологию этой плинфы, плинфы Десятинной церкви, которая производилась в неразборной рамке с дном.

Второй тип, который мы встречаем в святой Софии, показывает, что плинфы в Святой Софии другие – значит, плинфотворители здесь работали другие. Это плинфы прямоугольные, в разборной рамке. Третий тип, который появляется у нас только с конца XI века – это рамка неразборная, но без дна. Таким образом, мы можем проследить три больших этапа в истории русской плинфы, которые совпадают с тремя большими этапами в истории русской архитектуры.

Еще один важный момент – это то, что на плинфе. Есть различные знаки: иногда это знаки мастеров, а иногда это знаки князя, и поэтому в некоторых случаях мы можем угадать, для какого князя был построен тот или иной храм.

Галерея (3)
Читать следующую
3. Константин Острожский и храмы Волыни
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше