Дополнительный эпизод
Гибриды Виленского края
+
Сохранившиеся образцы православной архитектуры Великого княжества Литовского.

К сожалению, от православной архитектуры Великого княжества Литовского не очень много сохранилось, но, тем не менее, определенные представления о ней мы можем составить. И когда мы говорим и рассказываем про Успенский собор, про деятельность Ивана III и Ивана Грозного, мы должны всегда помнить, что этими замечательными явлениями не исчерпывается русская архитектура этого времени. Есть как бы альтернативная русская архитектура.

Главным памятником мог бы быть Предтеченский собор в Вильнюсе, если бы он не претерпел очень много перестроек. Он был заложен при покровительствующем православию Ольгерде в 1348 году. Самые существенные перестройки и фрагменты этого здания дошли до нашего времени. Они связаны с деятельностью крупнейшего православного мецената Константина Острожского (о нем мы поговорим отдельно) – это начало XVI века. Затем он был заброшен и в середине XIX века фактически заново отстроен.

Главное, что нужно знать про архитектуру Великого княжества Литовского – особенно того региона, который вокруг его столицы Вильно – то, что она базируется на готических основах. Это готические храмы с 4 башнями по углам и одной крупной главой в центре.

Их сохранилось некоторое количество. Среди провинциальных реплик больших столичных образцов можно упомянуть два храма на территории Белоруссии. Один – в селе Сынковичи, который великолепно сохранил свою готическую основу, 4 замечательные башни по бокам. Но, при этом, три апсиды, как полагается и в Византии и на Руси после Успенского собора, общий четырехстолпный тип храма. Если мы посмотрим внутрь, сами строительные приемы – готические, нервюрные своды и красивые позднеготические своды из мелких тонких нервюр.

Другой пример – храм в селе Мураванка, в Белоруссии, но сравнительно недалеко от Вильно. Это чуть более стройная, элегантная версия предыдущего. Здесь, пожалуй, хотя это, скорее всего, 1520-е годы, еще нет особого влияния Ренессанса – скорее, это местная позднеготическая традиция. Но любопытно, что три апсиды заменены одной обширной и в интерьере господствуют очень изысканные сложные готические своды.

Галерея (11)
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше