Дополнительный эпизод
Архитектура Новгорода после республики
+
Новгородские храмы, построенные в XVI в. после вхождения в состав Московского государства.

Когда мы говорим об архитектуре XVI века, мы концентрируемся на Москве; на том, что сделали в ней итальянцы, и как все это влияло на дальнейшую московскую архитектуру. Но были на Руси еще две, более старые традиции, которые сохраняли свое лицо, хотя и попали под определенное московское влияние. Это – традиция Новгорода и Пскова. Несмотря на то, что в 1478 году Новгородская республика вошла в состав Московского государства, и крупнейшие бояре были выселены из Новгорода и заменены московскими жителями, тем не менее новгородская традиция ни то, что не умерла, а успешно продолжилась.

Строится значительно меньше храмов. Но, например, в одном из первых после присоединения к Москве, – небольшой церкви Климента на Иворове улице мы пока не видим вообще никаких изменения. Несмотря на то, что ее построил московский купец Василий Тараканов, она сделана полностью в новгородских традициях – 4-хстолпная, одной апсидой и 3-хлобусным завершением фасадов, как будто бы вообще ничего не происходит.

Однако, примерно в это же время, где две традиции соединяются. Например, 3-хапсидная церковь и 8-микратным покрытием (обе эти черты не типичны для Новгорода), построенная другим московским купцом – Дмитрием Сырковым. Это – Прокопьевская церковь. Она сохраняет и новгородские черты. Например, низкий притвор; общая треугольность очертания фасадов – здесь они спрямлены так, как это делалось в Пскове. И исчезают типично новгородские декоративные элементы – бегунец и поребрик. Но появляется такой любопытный элемент в виде килевидных арочек – эта форма не использовалась раньше в Новгороде, но она, как раз примерно с этого памятника, будет в XVI в. здесь характерной.

По-другому соединяет местные традиции с московской церковью Бориса и Глеба в Плотниках. Она – пятиглавая, что совершенно необычно для Новгорода, и имеет очень любопытное пощипцовое покрытие. Это как раз черта не новгородская и не московская, но будет отражать вот этот период XVI века в Новгороде. С другой стороны, из староновгородского здесь – низкий притвор и одна апсида.

Наверное, самым живописным из этих новгородских памятников московского времени является собор Св. Духа, который увенчан пятиглавием. Интересно, что это трапезная церковь. Раньше такие в Новгороде не строились. И, несмотря на пятиглавие, ни один из барабанов не дает света, они все искусственные, сделаны только для красоты. Все завершение украшено большим количеством щипцов. Это тоже уже местная устоявшаяся традиция. Также мы видим разные орнаменты, завершающимися нишами с килевидным завершением, и обводки апсид, у которых тоже килевидое завершение. Все это тоже типично для этого времени. В целом, можно сказать, что Москва влияет на Новгород, но, по сути, здесь складывается довольно самостоятельная архитектурная школа.

Под влиянием идей многопридельности, которую разрабатывает грозненская архитектура середины 1550-х годов, возникает интересный собор Клопского монастыря, посвященный Святой Троице. Он 3-хглавый, что совершенно невозможно для Москвы. Для Новгорода это тоже не очень типично, но здесь важно, что эти две восточных главы соответствуют двум приделам, и нет желания обязательно уподобить Успенскому собору через пятиглавие.

При этом, к нему пристраивается несколько приделов, каждый из которых имеет вполне новгородский вид, и, в целом, они образуют как раз тоже определенную программу. Троицкое посвящение – основное. Есть придел св. Михаила Клопского – основателя монастыря. И придел, посвященный сыновьям Ивана Грозного, их небесным покровителям: Иоанна Предтечи, Федора Стратилата и Иоанна Лествичника. Но, к сожалению, эта богатейшая и хорошая новгородская традиция заканчивается с погромом города Иваном Грозным, и следующие 100 лет в Новгороде ничего не строится.

Галерея (10)
Читать следующую
2. Ростов Великий
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше