Дополнительный эпизод
Загадки Спасо-Преображенского собора
+
Небольшие, на первый взгляд, находки в Спасо-Преображенском соборе г. Переславль-Залесский сбивают с толку и расшатывают привычные представления об истории древнерусской архитектуры.

Преображенский собор в Переславле-Залесском – первый или одна из первых построек князя Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальской земле – всегда считался самым простым из всех каменных храмов этой земли и, соответственно, начальной точкой всей архитектуры.

Минимальные декорации, сосредоточенные преимущественно на апсидах и на куполе; фасады, украшенные только лопатками и небольшим загадочным переломом, смысл которого до сих пор не ясен, который примерно соответствует уровню хоров внутри – все это делало ясной картину развития зодчества. Ту картину, которую очень любила эволюционистская теория: от простого к сложному.

Не так давно собор был очищен от побелки. Храм красился много раз: и в XIX в., и в XX в. Эту побелку хотели уничтожить очень жестко, и только благодаря сотрудникам музея-заповедника ее аккуратно смыли под напором, и открылись интереснейшие вещи.

Вполне известно многим, что на южной апсиде под окном была найдена уникальная надпись в виде диптиха, где с правой стороны (с лучшей) сообщается о смерти князя Андрея Боголюбского, что он был убиен своими парубкы, то есть своими слугами. И вечная память, которая ему провозглашается, отражая некий церковный чин.

И с другой, с левой, с худшей стороны – список убийц. Летопись поименно упоминает только троих, а про остальных говорит: «всего же их было 20». По-видимому, их было не 20 (это летописная ошибка), а 12. Здесь мы видим совершенно уникальный список.

Менее заметными оказались другие находки, сделанные в этом храме. На западном фасаде храма за одной из лопаток, случайно, из-за того, что там качался камень, и решили его укрепить, вдруг открылось нечто удивительное – резная деталь такого профиля, которого вообще нет нигде в храме. Таким образом получается, что эта резная деталь была взята из какой-то другой, более сложной постройки или почему-то не была реализована в храме, но вытесана с самого начала, потому что находится почти на уровне земли.

Еще более удивительное открытие сделал на лесах этого храма петербургский исследователь Денис Дмитриевич Елшин. Сразу заметно, что каждый камень в этом храме отличается типом насечки – это как знаки мастеров, которые оставляют такой рисунок, объяснение которому еще толком не найдено. При том, что русское каменное зодчество изучается уже более 100 лет, никто никогда на это не обращал внимание.

Но еще интересней то, что посередине этого камня (слева и справа мы видим эти аккуратные насечки) мы видим нечто стесанное, и это стесанное может быть только одним – это полуколонка, полукруглая тяга, которая должна была быть на каком-то храме. Но на этом храме ее нет. Откуда же она? Опять вопрос: разобрали какой-то другой храм, более сложный? Но тогда получается, что эволюционистская теория не работает. Или, предположим, хотели сделать, а потом поняли, что умения мастеров не хватает, и отказались от этого – пустили, стесав это вторично, в дело.

И еще больше запутывает все дело удивительный камень – всего лишь один, который находится на западном прясле южного фасада. Мы видим здесь, что перед нами камень с фреской. Мы могли бы подумать о наружных фресках. Такое редко, но бывало и в Византии, и на Руси. Об этом есть целая монография Марии Алексеевны Орловой. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что, во-первых, следы фрески только на одном камне. Это очень странно, потому что если у нас есть много остатков, то они должны были бы быть на соседних камнях. Кроме того, есть некоторые подозрения, что фреска эта развернута на 90 градусов; что она лежит не так, как должна была быть, а поперек. Это значит, что этот камень из какого-то не просто построенного храма, а храма, расписанного фресками, что еще более запутывает дело.

Таким образом, мы видим, что небольшое открытие – плод внимательного анализа поверхности – приводит в смятение огромные гипотезы, лежащие в основании истории русской архитектуры. И совершенно не факт, что этот храм в Переславле-Залесском самый простой среди храмов князя Юрия Долгорукого. Возможно дальнейшее техническое изучение таких построек, как Кидекша или другие, откроет перед нами совершенно новую картину русской архитектуры, которая будет все больше и больше основана на этих самых внимательных архитектурно-археологических изысканиях.

Галерея (6)
Читать следующую
2. Псковская традиция
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше