Дополнительный эпизод
Киев в Тюмени
+
Митрополит Филофей строит в Тюмени символическую копию Киево-Печерской лавры.

Когда я рассказывал про Сибирь, я специально молчал о такой крайне важном для этого региона явлении, как подражание формам украинской архитектуры. Мы говорили о том, что оно встречалось в это время. Это было одно из первых направлений поисков новых образов, которые бы трансформировали русскую архитектуру в 1680-е годы. Но из Украины были позаимствованы тип 3-хчастного храма, тип крестообразного храма. В общем, этим заимствованием, пожалуй, все и закончилось. Иногда использовалось расположение глав по сторонам света. Дальше эти украинизмы вошли в ткань русской архитектуры – дальше уже повторялись, скорее, не в подражание Украине: выполнялись уже не украинскими, а русскими мастерами вслед за русскими постройками, в которых это было усвоено.

Но любопытно, что происходивший с Украины сибирский митрополит Филофей решил построить в Тюмени некую символическую копию Киево-Печерской лавры. Он построил совершенно уникальный собор, который соединяет общую 3-хглавую композицию. У нее три огромных главы, которые стоят над небольшим притвором, очень высокой апсидой и центральной частью. Его уподобляют 3-хчастным украинским храмам. Но он имеет еще и две низких боковых главы, и в целом получается 5 глав, как полагается русскому собору. В этом смысле он совершенно уникален.

В комплекс входила еще небольшая трапезная церковь с огромной грушевидной кровлей. И несколько позже построена крестообразная церковь над воротами, но почти такая же, как Экономическая церковь над воротами Киево-Печерской лавры. Интересно, что эти постройки, судя по их декоративным формам, строили действительно украинские мастера. Все формы декора нерусские. И, скорее всего, сам митрополит, когда переехал в Сибирь, привез с собой не только певчих и иконописцев, что бывало очень часто, но и различных мастеров, которые построили ему церковь.

Любопытно, что, на самом деле, именно в Сибири, именно потому, что здесь не было обширного строительства, украинские формы очень прижились. Часто на старых гравюрах мы видим не только этот монастырь как совершенно украинский по облику, но и целый ряд других монастырей и церквей, завершенных украинскими фигурными главами, сделанных в украинских композициях. Особенно это было распространено в деревянном зодчестве, и только в XIX веке эти деревянные храмы стали уже исчезать и заменяться более традиционно русскими. XVIII век именно для Сибири был совершенно украинским и очень колоритным, отличавшим ее от того, что происходило в центральной России.

Галерея (5)
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше