Дополнительный эпизод
Русские земли Великого княжества Литовского
+
Альтернативный проект русского государства – Великое княжество Литовское.

Когда мы говорим о Руси XIII-XVI веков, то всегда надо помнить, что она не исчерпывается теми частями, которые находились под владычеством Орды. Одновременно, сразу же после ордынского завоевания, часть земель оказалась под властью Великого княжества Литовского. Постепенно эти земли росли, и к середине XV века они почти сравнялись с московскими землями, и в какой-то момент могло казаться, что Великое княжество Литовское станет новым центром тоже русского государства, неким альтернативным центром. И поэтому хочется сказать два слова о русских землях в его истории.

Сама Литва как государство складывается в XIII веке. С конца этого века начинается ее экспансия, постепенное присоединение русских земель. Особенно в этом показательно и правление основателя литовского государства Гедимина, который в начале XIV века фактически удваивает территорию своего государства, присоединяя такие западнорусские земли, как Витебск, Минск и Волынь. Его сын Ольгерд, который тоже был язычником, скорее всего, хотя в этом есть сомнения, но по особому покровительствовал православию, он еще раз удваивает территорию страны. И еще очень важная символическая вещь: в 1362 году он освобождает от ордынского владычества Киев. Присоединяет так же Чернигов, Могилев и некоторые другие территории, превращая Великое княжество Литовское уже в обширнейшую территорию, в которой три четверти составляют русские территории с русским населением.

Все это порождает необходимость и желание отделиться и в церковном отношении. Уже в середине XIII века киевским митрополит переезжает во Владимир. Он там не постоянно находится, но в основном ездит по северо-востоку Руси. Соответственно, юго-запад Руси хочет иметь отдельного митрополита, и внутри Великого княжества Литовского в XIII – начале XIV вв. как минимум предпринимается четыре попытки учреждения независимой митрополии.

Последним моментом, который еще объединял церковь и русские земли внутри Великого княжества Литовского и растущего Московского княжества, была деятельность митрополита Исидора, который был активным сторонником унии. Он приехал в Москву в 1437 году. Напомню, что уния между православными и католиками была заключена в 1439 году, для того чтобы попытаться спасти Константинополь с помощью западного оружия от турецкой угрозы. Но, тем не менее, в целом это все не получилось. Исидор, как сторонник унии, в результате был изгнан из Москвы. И в 1448 году, за 5 лет до падения Константинополя, Москва фактически провозгласила автокефалию, избрав киевского митрополита без ведома Константинополя.

В ответ, в 1458 году, митрополит Исидор назначает на киевскую кафедру уже отдельного для Литвы митрополита, и это уже становится окончательным решением. А в 1470 году этот митрополит обратно возвращается в православие, и, таким образом, с 1470 года, существует уже две отдельных русских православных юрисдикций. Одна из них – митрополит Киевский на территории Литвы, митрополит Московский – на территории Руси.

В целом, процветание православной общины Великого княжества Литовского, которая составляет бóльшую часть его, продолжается еще в XVI веке, хотя одновременно, в силу государственного объединения Великого княжества Литовского и Польского королевства, усиливается полонизация и влияние католичества. И все это заканчивается в 1596 году, когда православные иерархи снова принимают католичество и вступают в новую унию. Но это уже отдельная история.

Галерея (9)
Читать следующую
2. Гибриды Виленского края
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше