Дополнительный эпизод
Соборный тип в нарышкинском стиле
+
Как нарышкинский стиль нашел применение при строительстве больших соборов.

Любопытная тема, связанная с тем, как cовершается переход от узорочья к нарышкинскому стилю, – это то, что происходит с типом большого собора. Я вам уже рассказывал о том, что собор, как ни странно, успешно пережил XVI век, и в XVII веке узорочье в него попадало очень медленно и непоследовательно. Соборные храмы на фоне таких живых, ярких и разноцветных посадских храмов узорочья казались очень строгими, сдержанными и ориентировались на суровый стиль XVI века – на русскую версию итальянского Ренессанса. Но в конце XVII века соборные храмы часто откликаются на новшества. Сейчас мы говорим именно про большие столпные соборы монастырей и городов. Один из первых храмов, который имеет, с одной стороны, традиционный вид, а с другой – много разных новых элементов, это довольно известный, недалеко находящийся от Москвы, Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря.

Это четырехстолпный храм, который отличается несколько вытянутыми вверх пропорциями, довольно высокий. Новая черта – высокий подклет, сделанная вокруг него галерея и отдельные крыльца – вещи, которые появляются только в 80-е годы. Из того, как повлиял на него новый стиль, это – нарышкинские наличники. Это первый соборный храм, где использованы разорванные фронтоны. Интересно, что здесь активно вводятся изразцовые фризы. То, что мы видели впервые в соборе в Измайлово – это использование форм посадского строительства, узорочья в соборном типе. И среди новшеств отметим еще граненые барабаны – это нарышкинская черта, которую традиционно собор его получает.

Любопытно, что внутри у него круглые столбы. Как мы знаем, круглые столбы внутри собора – это всегда отсылка к Успенскому собору Московского Кремля, попытка соотнести памятник с ним.

Два других собора, про которые я хочу вам рассказать – соборы в Рязани и Астрахани, в центрах крупных епархий. Они тоже по своему плану очень сходны с Успенским собором. Они оба имеют круглые столбы, но если рязанский собор шестистолпный, то астраханский собор – четерехстолпный.

Рязанский собор – одно из самых знаменитых произведений нарышкинского стиля. Это первый собор, который полностью выполнен в этой новой стилистике. Он весь кирпичный, имеет очень пышные, роскошные, со сложной резьбой, белокаменные наличники. Но надо сказать, что этот процесс приспособления нарышкинского стиля, натягивание этого нарышкинского декора, который скорее подходит под небольшие усадебные храмы, его натягивание в фигуральном смысле на огромный сундук собора создало очень странный эффект. Здесь очень подчеркнуты вертикали, но окна имеют слишком большие наличники, которые друг на друга наслаиваются. В целом, это все создает не очень ровную ритмику и при этом прямоугольная восьмискатная крыша завершается маловыразительным карнизом, что тоже не добавляет собору красоты. Несмотря на то, что его принято хвалить в истории русской архитектуры, мне он кажется очень большой неудачей.

Но отметим, что с точки зрения некоторых исследователей, а именно – Михайловского, он завершался красивыми петушьими гребнями. Когда мы смотрим на его реконструкцию, если мы представим себе эти фронтоны, резные и белокаменные, над каждым из прясел, то он, может быть, действительно обрел бы несколько более симпатичный вид – не такой сундукообразный. Но у нас нет никаких доказательств того, что эти фронтоны когда-либо были. Поэтому возможно, что сейчас он имеет именно тот вид, который и имел раньше.

А вот Успенский собор в Астраханском кремле, построенный по велению митрополита Сампсона, который вообще любил архитектуру и построил много довольно необычных зданий, является огромной художественной удачей. Это один из лучших соборных храмов России, потому что здесь придумано очень удачное декоративное решение вот этого крупного объема. Здесь придуман такой фриз, когда наличники верхних окон соединены друг с другом дополнительными наличниками, и получается целый длинный фриз из трехярусных завитков, который и сам по себе красивый, и он образует как бы постамент для уровня закомар и довольно красивых барабанов. Барабаны здесь тоже соединяют граненую форму с цилиндрической, но довольно специфическим образом.

В целом, несмотря на то, что этот собор скорее относится к узорочью по чисто формальным признакам, особенно по формам галереи нижнего яруса, отдельным орнаментам, при этом он очень стройный, и его надо представлять с крупными луковичными куполами. Те колокола, которые стоят на нем сейчас, возникли в начале XIX века. Этот собор, построенный артелью Дорофея Мякишева, является крупной художественной удачей своего периода.

Галерея (8)
Читать следующую
12. Региональные школы русского Севера
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше