Дополнительный эпизод
Первая Иудейская война
+
Сверхкраткая история Первой Иудейской войны и падения Второго храма.

Что касается эпохи начала Первой Иудейской войны с Римом (66—73 гг. н.э. – прим. Ред.), причины этой войны достаточно сложно изложить кратко. С одной стороны, конечно, нарастало противостояние между римской администрацией и иудейским обществом. Римляне стремились уравнять все покоренные провинции и применять одни и те же методы управления везде, но регион, населенный иудеями, оказался все-таки очень особенным и требовал более осторожного подхода. Поскольку римские прокураторы в какой-то момент перестали заботиться об интересах иудейской верхушки и стали открыто идти на конфликт, то, в общем, ситуация вышла из-под контроля.

Поводом для Иудейской войны стали два события. С одной стороны, конфликт между жителями Кесарии Приморской, или Палестинской, бывшей Стратоновой Башни, за права гражданства. Большая часть этого города была населена сирийцами-язычниками. Иудеи находились в меньшинстве, но требовали равных прав.

С другой стороны, и более важным событием явился отказ первосвященников продолжать приносить жертвы за императора в Иерусалимском храме. Нужно сказать, что этот обычай сохранялся на протяжении многих десятилетий с начала римского владычества в Палестине. Хотя иудеи отказывались от участия в культе римского императора и установки статуй, и совершения жертвоприношений по языческому обряду, но тем не менее жертвы за здоровье императора и благополучие державы в самом Иерусалимском храме приносились. Так вот, в тот момент, когда в иудейском обществе взяло верх фундаменталистское течение, считавшее, что даже такого рода жертвоприношения являются нарушением Закона, это стало таким спусковым крючком для начала конфликта и войны.

Нужно сказать, что те течения, которые в это время господствовали в Иерусалиме и в Иудее, конечно же, вдохновлялись событиями, описываемыми в библейских книгах, и событиями относительно недавнего прошлого, маккавейских войн. И многие пребывали в иллюзии, что Господь, так же, как в ветхозаветные времена или в период маккавейских войн, выступит и защитит свой народ, и боевые действия окажутся удачными, и храм будет освобожден, и римляне понесут поражение. И действительно, после первых поражений, которые потерпела римская власть, казалось, что именно все к этому и идет.

Однако все-таки римская держава была гораздо сильнее, чем держава Селевкидов во время маккавейских войн, и для иудеев события Первой Иудейской войны закончились плачевно. Город сначала подвергся осаде, которая имела массу ужасающих сторон, вплоть до голода и начала людоедства в самом Иерусалиме, и все это обострялось внутренним междоусобным конфликтом между разными группировками — зилотов, галилейских повстанцев, сторонников храмового священства, которые боролись между собой за власть в осажденном городе.

В конечном счете город был взят, храм разрушен, и в 73 году окончательно подавлены последние оплоты повстанцев в крепости Масада, где наиболее радикальные зилоты сопротивлялись римлянам до последнего человека и, как известно из Иосифа Флавия, в конечном счете выбрали самоубийство, а не подчинение римской власти.

При этом с формальной точки зрения в Иудее продолжал существовать царь. После того, как Ирод Антипа был смещен, Ирод Филипп умер, а в Иерусалиме и Иудее, Самарии была прямая римская администрация, царская власть перешла сначала к Ироду Агриппе I, ближайшему другу императора Калигулы, вместе с которым он воспитывался в Риме, и после недолгого правления и неожиданной смерти Ирода Агриппы I царем стал Ирод Агриппа II, который прожил практически до конца I века. То есть формально на протяжении нескольких столетий, фактически с середины II века до н.э. и до конца I века н.э., формально у иудеев был царь, но по тем или иным причинам все эти цари оказывались нелегитимными с точки зрения Закона Моисеева, и вот этот конфликт вокруг царской власти, вокруг храма нашел очень яркое выражение в Новом Завете.

Галерея (10)
Читать следующую
3. Подлинники и подделки
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше