Дополнительный эпизод
Еффафá!
+
Необычные исцеления Иисуса с применением слюны и возложения рук.

Еще в первой половине XX века в рамках так называемой школы истории религий, то есть школы, основанной на сравнении или изучении раннего христианства на фоне других религиозных традиций того времени, — более пристальное сравнение Евангелий с классической греческой, римской литературой, с восточными, древневосточными литературами того времени — так вот, в рамках этой школы появилась гипотеза о том, что Иисус изображается в Евангелии от Марка как так называемый «божественный человек» или «божественный муж», по-гречески «теос антропос» или «теос анер».

Во многих греческих и римских сочинениях мы встречаемся с персонажами, которые наделяются некими чудесными свойствами и при этом не являются, скажем, богами или полубогами в римском или греческом пантеоне. Они действуют среди людей, как обычные люди, но при этом совершают небывалые чудеса, вплоть до воскрешения мертвых и исцеления больных, которых не могли исцелить врачи.

Опираясь на это предположение, исследователи стали говорить о том, что евангелист Марк воспринимал или ранняя церковь, точку зрения которой он выражал, воспринимала Иисуса не как Сына Божия, а прежде всего как чудотворца, который совершал чудесные деяния среди своих современников. В качестве образца или примера приводили современников Иисуса Христа – известных из иудейской литературы раввинов Ханина бен Досу и Хони Рисователя кругов.

То большое значение, которое Марк придавал чудесам Иисуса, в синоптической традиции, у Матфея и у Луки, постепенно начинает уходить на второй план, и на первый план начинают выходить аспекты, либо связанные с нравственным учением, или аспекты богословского характера. Ярче всего это проявляется в том, что две довольно больших перикопы в Евангелии от Марка оказались пропущены равно и евангелистом Матфеем, и евангелистом Лукой: это рассказы об исцелении слепого и исцелении глухонемого. В частности, евангелист Марк говорит о том, что привели к Иисусу глухого косноязычного и просили Его возложить на него руки: «Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; 34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафá», то есть: «отверзись». 35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто.» (Евангелие от Марка, глава 7, стихи 33-35)

Дальше в 8-й главе эпизод с исцеленным слепым. Как говорится: «Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно». (Евангелие от Марка, глава 8, стихи 22-25)

В этих двух эпизодах бросается в глаза, по сравнению с другими евангельскими повествованиями о чудесах, то, что Иисус использует определенную, как бы мы сказали, технику. Он использует очень необычные вещества (слюну), использует слова, которые звучат, как магические, для людей, которые слушали Евангелие на греческом языке, а здесь на каком-то варварском наречии произносится необычное, непонятное слово, для того чтобы нечто случилось. Во всех других случаях с чудесами, которые совершал Спаситель, эти чудеса происходили либо вообще без всякого контакта с Иисусом, либо они совершались мгновенно, без какой-то продолжительной процедуры, или они происходили по молитве. В данном же случае нет ни прямой особой молитвы, есть, правда, возведение глаз к небу, но по сравнению с тем, как описываются подобные чудеса у евангелиста Иоанна, очень большой, разительный контраст.

Конечно, исследователи критического, прежде всего, направления говорят о том, что в данном случае мы имеем прямое свидетельство от самого древнего христианства, воспринимавшего Иисуса как обычного человека, наделенного некими способностями. Возможно, что это обстоятельство смущало уже следующее поколение христиан, и поэтому Матфей и Лука эти эпизоды исключают полностью, хотя есть некие косвенные признаки того, что они все-таки были им известны и они действительно пропущены, а не являются просто достоянием традиции Евангелия от Марка.

На самом деле вот эта категория магии или чуда очень непростая для интерпретации, и в какой мере мы здесь сталкиваемся именно с магической практикой, это очень большой вопрос. Действительно, главное обвинение, которое раввинистическая традиция выдвигает в адрес христиан, — это обвинение в том, что Иисус занимался черной магией и имел незаконное происхождение. То, что для христиан было более значимым и вызывавшим споры и необходимость апологии, а именно божественное происхождение, именование «Сын Божий» и т.д., в раввинистической традиции вызывало на самом деле меньше вопросов и не вызывало такого отторжения, как аспект незаконнорожденности и вот это обстоятельство, связанное с магическими практиками.

Но если мы более пристально посмотрим на повествование от Марка, то, конечно, при всей необычности этих эпизодов мы увидим, что все-таки этот текст не является таким уж раскрывающим истинную природу раннего христианства. Возможно, что в данном случае Спаситель использовал не какие-то магические практики, а те действия, которые могли быть характерны и для так называемых народных целителей, потому что с медициной в Палестине и вообще в целом в Древнем Мире было не очень хорошо, и услуги врачей были очень дороги. И большинство из тех, кого мы знаем как врачей, скажем, Гален, Гиппократ и т.д., их ученики — это люди, которые, в основном, занимались научным изучением болезней, а не систематической практикой. То есть если они кого-то и лечили, то это были, в основном, люди из числа знати, из аристократии или людей богатых, тогда как обычные люди лечились народными средствами, травами или прибегали к помощи таких медиков, которые были, может быть, в каждом селении.

В данном случае для евангелиста Марка оказывается важным, скажем так, некая реальность, осязаемость происходящего чуда, и мы видим здесь же аспект, который в целом для Евангелия от Марка очень характерен, — это так называемая «мессианская тайна». Что это такое? Концепт этот был придуман еще в начале XX века. Исследователи обратили внимание на то, что божественное происхождение Христа в первой половине Евангелия от Марка максимально скрыто. Иисус запрещает всем, кто с ним встречается так или иначе и видит проявление его божественной силы, рассказывать об этом другим людям. И здесь мы то же самое видим в случаях со слепым и глухим, что Спаситель запрещает им говорить о Нем.

Но почему выбраны именно эти категории больных? Дело в том, что здесь мы также видим исполнение эсхатологических ожиданий, которые были характерны для межзаветной иудейской традиции, а именно, что при начале конца времен, при приближении грядущего Суда или окончательной битвы будут происходить чудесные явления, и вот эти категории прозревающих слепых, глухих, обретающих слух, хромых, начинающих ходить, они были признаком божественного действия и того, что постепенно, шаг за шагом приближается явление некоего Спасителя или некоего посланника от Бога.

Не случайно, видимо, в Евангелии от Марка и титулы, которыми наделяется Иисус, они тоже часто двусмысленны и намеренно двусмысленны. Скажем, «Сын Человеческий» — выражение, которое, с одной стороны, в семитском контексте может быть понято просто как человек, но в Евангелии от Марка оно, очевидно, наполнено неким дополнительным смыслом и отсылает нас к образам Сына Человеческого в книге пророка Даниила (Книга пророка Даниила, глава 7,  стихи 13-14), Сына Человеческого в енохической традиции, в межзаветной литературе.

Вот это сохранение некоей двусмысленности, которая в дальнейшем, оказывается, получает разрешение в событиях уже крестной смерти и окончательного утверждения веры. То есть евангелист Марк как бы постепенно подводит слушателей или читателей к ответу на вопрос, кем же на самом деле является Иисус, то есть поэтапно возрастая от утверждения о том, что это тот, кто был связан с Иоанном Крестителем, и дальше, через проявление различных совершенных им чудес, к вере в то, что это был тот самый Христос, посланный от Бога для спасения избранного народа.

Галерея (10)
Читать следующую
2. Молитва «Отче наш»
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше