Дополнительный эпизод
«Церковь», «Синагога» и книга Ролана Рехта
+
О загадке аллегорического образа синагоги в музее Страсбургского собора и о книге медиевиста Ролана Рехта «Верить и видеть. Искусство соборов XII-XV веков».

Я не раз видел и «Церковь» и «Синагогу» в музее Страсбургского собора и думаю о них давно. Недавно мне посчастливилось поговорить о них с одним из самых дорогих для меня жителей Эльзаса Роланом Рехтом.

Ролан Рехт – известный историк средневекового искусства и, в частности, готической пластики. Кроме того, он родом из Эльзаса. Кроме того, он 20 лет возглавлял этот музей. Поэтому вопрос мой к нему был вполне легитимен.

Мне хотелось понять то, чего я пока не понимаю: почему «Синагога» так прекрасна и женственна, несмотря на то, что образ иконографически скорее отрицательный. Мы можем так или иначе объяснять ее печаль, но нам трудно объяснить почему она столь прелестна. Она не должна прельщать.

Ну и Рехт – это человек на поколение старше меня, это старшее поколение историков, он уже на пенсии – резонно мне на это ответил: мы же не знаем какими глазами смотрел на это искусство каждый прихожанин собора. Мы, историки, должны исходить из того, что в каждую эпоху существует несколько уровней постижения искусства, несколько оптических практик, привычек, навыков зрения. Точно также и мы сегодня, оказавшись на любой выставке, смотрим на произведения по-разному. Если начать говорить перед картиной что ты о ней думаешь, или что ты о ней знаешь, то можно видеть, что реакция прохожих, или тех, кто вместе с тобой рядом смотрит на эту картину – она может быть очень разная.

Вот мы должны себе представить, что в Средние века тоже клирик, монах, епископ, отшельник, просто верующий христианин, просто христианин, но не очень верующий, христианин, который каждое воскресенье приходит в храм и христиан, который приходит туда раз в два месяца смотрят на всякое изображение по-разному.

Эту, казалось бы простую, мысль Ролан Рехт проиллюстрировал в своей замечательной книге «Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV веков». Когда я учился в аспирантуре много лет назад, эта книжка только что вышла – в 1999 году. И я пришел в такой восторг, что напросился у своего научного руководителя Жан-Клода Шмитта сделать доклад об этой книге. Это заставило меня прочитать ее дважды, осмыслить ее. Восторг от этого не прошел и через год я ее даже перевел на русский, а через несколько лет она наконец-то вышла в свет на русском языке в моем переводе с некоторыми моими фотографиями. И вот ее-то я вам всячески рекомендую.

Галерея (9)
Читать следующую
10. Живопись накануне рождения картины
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше