Дополнительный эпизод
Людовик Святой и три историка
+
Историки из разных стран и с очень разной личной судьбой неожиданно совпадают в своих оценках и подходах к далекой эпохе.

В России Людовик Святой известен, прежде всего, по двум книгам. Одна – это добротный перевод жизнеописания Людовика Святого, написанного его соратником, другом Жаном де Жуанвилем. Вторая книга – это монументальная биография этого короля, написанная Жаком Ле Гоффом в конце его университетской карьеры.

Для Ле Гоффа, которого мне посчастливилось застать в живых и с которым я успел несколько раз поговорить, этот король значил очень много. У него был целый ряд любимых персонажей, но король любимый был один – именно Людовик. Он не раз о нем говорил и писал, не только эту книгу. Читал ее, естественно, и я – еще до того, как она была немного спешно переведена на русский язык. Она, конечно, отпугивает своим размером. Это около девятисот страниц. В ней есть ряд повторов. Наверное, многое можно было бы написать короче, но темперамент Ле Гоффа был таков, что он часто просто не мог остановиться, и в этом особая прелесть многих его книг, всего его наследия, да и, в общем-то, человек он был такой – он зажигался.

В последние дни, незадолго до смерти, пришедшей, когда ему было за 90 лет, он вообще мечтал об Африке, об истории Африки. Он понимал, что именно там нужно искать настоящего человека. Это может показаться бегством из медиевистики на старости лет, на склоне дней. Но для него это все было очень серьезно.

И Людовик для него был таким по-своему типичным человеком Средневековья и в то же время уникальным человеком Средневековья. И когда мы с ним много лет назад обсуждали его книгу – я просто делился своими студенческими впечатлениями – я ему тогда сказал: «Знаете, Ваша идея Людовика, как исключительной типичности, или типично исключительного, – она во многом напоминает мне идею замечательного русского историка средневековой религии Льва Карсавина. В своей диссертации молодой Лев Платонович Карасавин утверждал, что историку нужно искать то самое типично уникальное, или уникально типичное, в котором, собственно, и раскрывается эпоха.»

Мне кажется, что такое сходство двух людей с совершенно разными судьбами, но с очень похожими историческими интересами, оно и сегодня, когда обоих уже нет с нами, вполне поучительно. Их дело, пожалуй, надо продолжать.

Материалы
  • Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. М.: Ладомир, 2001. — 804 с.
  • Jacques Le Goff. Saint Louis. Gallimard, 1996.
Галерея (8)
Читать следующую
2. «Церковь», «Синагога» и книга Ролана Рехта
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше