Дополнительный эпизод
Иконографический метод Эмиля Маля
+
Историк искусства Эмиль Маль и его способ прочтения средневекового собора и витража как суммы всех знаний человека о Боге, о мире, о морали, о самом себе.

Классический витраж высокой готики представляет собой своеобразную квинтэссенцию всего собора. Он одновременно сложен для прочтения и он завораживает. Как и все тело собора, он и дисциплинирует мысль и взгляд, и одновременно увлекает фантазию зрителя, способного читать за поверхностью крашенного стекла, видеть в этом потоке знаков все богатство духовного содержания Библии.

И вот такой по-своему поэтический взгляд на мир собора, как мне кажется, впервые в европейской науке Нового и Новейшего времени был представлен в творчестве совершенно замечательного французского историка средневекового искусства Эмиля Маля. Эмиль Маль был католик и любил соборы по-настоящему, всей душой – не просто как предмет своего исследования. По-своему это был средневековый человек в современном мире, но это не значит, что он прятался в Средневековье как в какую-то башню из слоновой кости. Он болел им примерно так же, как мы, медиевисты, болеем и сейчас. Например, как я болею, хотя куда мне до Маля…

Но вот я представляю себе, что в моем возрасте он написал книгу «Религиозное искусство Франции XIII века». Ему было где-то около 40 лет тогда, в самом конце XIX века. Эта книга, по счастью, переведена моими друзьями на русский язык. Поскольку моими друзьями, я могу ответственно сказать, что это хороший перевод. На самом деле это часть многолетнего, многотомного проекта, которому и посвятил свою долгую научную карьеру Эмиль Маль. Он описал в общем-то все средневековое искусство Франции вплоть до Нового времени – до того самого времени, которое поставило точку на тысячелетнем развитии именно религиозного искусства. Того искусства, которое служило религии.

Я думаю, что Маль переживал эту историю искусства очень лично, потому что это был, повторяю, человек глубоко верующий, по сути живший в соборе. Но одновременно он был и современным ученым, мыслившим позитивно. Он верил в то, что возможно позитивное постижение собора. И витраж в его иконографическом методе значил очень много. Он предложил такой способ прочтения собора и витража в частности как своеобразной суммы всех знаний человека о Боге, о мире, о морали, о самом себе. И, благодаря его умению вчувствоваться в средневековый мир и одновременно вполне современной способности критически осмыслять то, что он сам находит, его книга, написанная, повторяю, сто двадцать лет назад, не потеряла своего значения и в наши дни.

Материалы
  • Маль Э. Религиозное искусство ХIII века во Франции. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2008.
Галерея (5)
Читать следующую
2. «Церковь», «Синагога» и книга Ролана Рехта
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше