Дополнительный эпизод
Джихад
+
Происхождение и значение понятия «джихад» в мусульманском праве.

В связи со своей лекцией о мусульманском праве и мусульманском законе я бы хотел поговорить еще об одном понятии. Я бы хотел коротко сказать о таком очень важном понятии (ему уделяется очень большое внимание мусульманским правом), как джихад. Сегодня это слово знают все. Оно часто появляется в средствах массовой информации и сегодня, увы, в массовом сознании часто ассоциируется напрямую с терроризмом. Перевод «священная война», в принципе, правилен, но с одной существенной оговоркой: это лишь одно из значений джихада, и к тому же не самое главное.

Например, есть такой хадис: «Лучший джихад — это сказать справедливое слово несправедливому правителю». Арабское слово «джихад» происходит от корня «джахада» — стараться, прилагать усилия, напрягать все силы. Как видите, с войной, с боевыми действиями нет ничего общего. Слово «муджтахид» — правовед, имеющий право на вынесение своего решения, — происходит от этого тоже корня.

В Коране этот корень, джахада, встречается в разных грамматических формах, встречается 41 раз, и часто в идиоматическом выражении «Джихад фи сабилиллах» – рвение на пути Бога, так лучше всего переводить его: «Верующие — только те, которые уверовали в Бога и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили свое имущество и свою жизнь на путь Бога. Они-то и есть искренне верующие» (49:15). Или: «Усердствуйте на пути Бога надлежащим образом».

Очень рано в исламе сложилось различение великого джихада и малого джихада. Вот великий джихад — это духовное борение, а малый джихад — это вооруженная борьба. В основе этого различения лежит опять же хадис, согласно которому Мухаммад сказал: «Мы вернулись с малого джихада [после военного похода], чтобы приступать к джихаду великому».

Позднее мусульманскими правоведами были разработаны различные виды джихада: джихад сердца, который обязывает мусульман бороться с наущениями дьявола, то есть со своими грехами, джихад языка, который обязывает говорить только правду и словом свидетельствовать об исламе, джихад руки, который обязывает мусульман всеми средствами утверждать добро и противиться злу, и, наконец, джихад меча, обязывающий мусульман к вооруженной борьбе на Божьем пути.

Опять же разными правоведами джихад меча понимался по-разному. Некоторые правоведы понимали его только как оборонительную борьбу, защиту от внешнего агрессора, но некоторые правоведы понимали и как наступательную войну, как захват немусульманских территорий.

И еще одну вещь следует непременно отметить. В традиционном мусульманском праве предусмотрены существенные этические ограничения, которые должны соблюдаться во время джихада меча, то есть во время военных действий. Запрещено убийство стариков, женщин, детей, священнослужителей, а согласно некоторым правоведам — всех мирных жителей, не принимающих участие в боевых действиях.

От джихада меча освобождаются женщины, это тоже очень важный момент. Согласно одному из хадисов, жена Мухаммада Аиша спросила: «О Посланник Божий, обязаны ли женщины принимать участие в джихаде?» И Мухаммад ответил: «В джихаде, в котором нет сражений — в хадже и в умре», то есть в большом и малом паломничестве. Предписание, которое, кстати, игнорируется современными экстремистскими мусульманскими организациями.

Ну и глубокое духовное истолкование получает джихад в суфизме. Например, праведник — это воитель, ведущий войну, джихад, с самим собой. Но в целом джихад — это понятие, которое в зависимости от исторической, культурной, социальной и политической конъюнктуры способно наполняться различными смыслами. Это вот очень важно учитывать, когда мы говорим о джихаде.

Галерея (6)
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше