Дополнительный эпизод
Дела – по намерениям
+
Важный принцип мусульманского права: дела человека можно оценивать только в связи с его намерениями.

Я сегодня закончил свою лекцию цитированием хадиса «дела по намерениям, каждому человеку по тому, что он намеривался», то есть действия расцениваются по намерениям, действия человека. Это очень важный принцип в исламе, вплоть до того, что некоторые богословы и правоведы утверждали, что действие, совершенное без намерения, не может быть расценено как таковое, оно бессмысленно. Я думаю, понятно, что речь здесь идет не о некоей декларации о намерениях, а о том, если вспомнить слова из книги Исаии, «чем исполнено внутреннее твое». Но я процитировал только начало хадиса, а у него есть продолжение.

Поводом для этого высказывания Мухаммада «дела по намерениям» послужил конкретный случай. Некий человек переселился из Мекки в Медину, то есть совершил хиджру, не по религиозным соображениям, а потому, что хотел жениться на женщине по имени Умм Кайс, которая соглашалась выйти за него замуж только при условии его переселения. Поэтому и было сказано (это продолжение хадиса): «Тот, чья хиджра была к Богу и Его Посланнику, хиджра его у Бога и Его Посланника. А тот, чья хиджра была к дольнему, для его стяжания, или к женщине, чтобы жениться на ней, хиджра его там, к чему он переселился». Смысл, казалось бы, простой: тот, кто совершил хиджру не ради Бога, не получит награду в будущей жизни, будет довольствоваться тем, что приобрел только в этой жизни.

Однако, вот, например, имам аш-Шафии, основатель третьей правовой школы шафиитов, сказал об этом хадисе: «Этот хадис заключает в себе треть знания». Ни много ни мало треть знания. Почему? Да потому, что через намерение устанавливается личная связь человека с Богом. И вот поэтому, например, если человек имеет намерение совершить паломничество, обязательное действие для мусульманина — паломничество нужно совершить хотя бы раз в жизни, — но вот что-то объективно ему мешает (болезнь серьезная или недостаток средств), это намерение совершить паломничество засчитывается ему как совершенное действие. И в связи с этим допустима практика делегирования в хадж другого мусульманина вместо себя, если ты не можешь его совершить. Это уже не выглядит каким-то формализмом.

Галерея (3)
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше