Дополнительный эпизод
Обрезание
+
Значение обрезания крайней плоти в исламе.

Когда я в лекции говорил о первом столпе ислама, о свидетельстве (шахада), я сказал, что сознательного, с намерением (ниййа) произнесения шахады «нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — Посланник Бога» достаточно для принятия ислама, произнесения, естественно, в присутствии двух совершеннолетних дееспособных мусульман, которые засвидетельствуют это.

Ну, возникает сразу вопрос: а как же обрезание? Ведь мусульмане совершают его. Так вот обрезание как раз, хоть оно практически распространено во всем мусульманском мире, относится правоведами, в зависимости от той или иной школы, либо к делам, близким к обязательным, либо к рекомендуемому обряду. Дело в том, что обрезание в исламе не имеет такого ярко выраженного религиозного характера, который оно имеет в иудаизме.

Брит-Мила в иудаизме — одна из немногих заповедей в Пятикнижии, предписанных до синайского откровения Моисею. Это было заповедано Аврааму, но заповедано Аврааму прежде всего и по преимуществу как религиозная заповедь: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас всякий младенец мужеского пола», то есть прямое повеление (это Быт. 17:10-14), прямое повеление Бога совершать эту религиозную заповедь.

Собственно, две вещи можно назвать наиважнейшими в иудаизме — это суббота и обрезание. Причем обрезанию на восьмой день придается такое большое значение, что если восьмой день от рождения падает на субботу, все равно обрезание совершается, хотя в субботу нельзя проливать кровь.

Так вот, в исламе это, скорее, дань традиции, которая тоже возводится к Аврааму. В Коране, кстати, об обрезании не говорится ничего. Есть довольно много хадисов, в которых говорится о его необходимости, но, повторяю, в Коране этого предписания нет, поэтому нельзя это рассматривать как обязательную религиозную заповедь. Ну вот есть, например, такой хадис: «Сообщается, что некто пришел к Мухаммаду и сказал: «Я принял ислам». Тогда пророк повелел этому человеку: «Сбрось волосы неверия [то есть побрей голову] и сделай обрезание»». Это в сборнике Абу Дауда. Ну и главный аргумент — это то, что обрезание совершил Ибрахим (Авраам). Хадисы на эту тему мы встречаем в наиавторитетнейших сборниках хадисов, у Бухари и Муслима.

Обрезание мальчиков в исламе, как правило, совершается в возрасте от 8 до 13 лет, но в Иране принято совершать его, когда мальчику исполняется 3 или 4 года, то есть в зависимости от той или иной культуры возраст обрезания меняется. Ну и допускается обрезание и на седьмой день от рождения, по крайней мере, не возбраняется. Что касается обрезания девочек (удаления сегмента кожи крайней плоти), есть только один хадис, подлинность которого мусульманские авторы подвергают сомнению, но в Африке действительно, в некоторых африканских странах, до сих пор практикуется обрезание девочек.

Галерея (5)
Читать следующую
6. Пять столпов ислама: пост и паломничество
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше