8
/12
Ангелология. Писания
Мусульманское учение об ангелах, джиннах и Писаниях.

Три сотворенных разумных природы

Добрый день, дорогие слушатели! Сегодня мы с вами поговорим еще о двух столпах веры, о вере в ангелов и о вере в Писания, которые также обязательны для мусульманина. Помимо человека, Бог создал еще два рода разумных существ — ангелов и джиннов. Вот обратите на это внимание: христианство признает только две разумные природы, ангельскую и человеческую. Например, у систематизатора восточной патристики Иоанна Дамаскина мы можем прочесть: «…Мы спросим: сколько разумных природ сотворил Бог? И если они не знают, то скажем сами: две, я имею в виду ангелов и людей». Так вот, в исламе добавляются еще и джинны.

Ангел — malak (малак) (множественное число — malā’ika (малаика), общесемитский корень — в Ветхом Завете это malah (малах), а в Новом Завете, естественно, — греческое ἄγγελος (а́нгелос). Как в иудаизме и христианстве, в исламе ангелы — бесплотные существа, главное назначение которых — служить единому Богу, воюя с Его врагами, воздавая Ему честь, неся Его волю стихиям и людям. Ну и, конечно же, через ангелов персонифицируется слава Божья. Вторая важная функция ангелов — это посредничество между горним и дольним, между Богом и Его творением. А единственное принципиальное отличие от иудейской и христианской ангеологий — в исламе нет падших ангелов, в смысле, ангелов, по своей воле отпавших от Бога. Ну, об этом чуть позже.

В Коране, как и в Библии, ангелы выступают в роли посланцев, или вестников: «Бог избирает посланников из ангелов и человеков. Истинно, Бог — слышащий, видящий!» (22:75). Вот здесь посланники — ру́суль, а единственное число — расу́ль. Посланником (расуль) может быть и ангел, и человек, пророк, естественно. Это выясняется только в контексте. Ангелы — это воинство небес и земли (так они несколько раз именуются в Коране), исполнители божественной воли и Его решений.

Коран не уточняет, из чего созданы ангелы, а вот согласно хадисам, они сотворены из света: «Ангелы созданы из света, а джинны — из бездымного огня», — приводит хадис Муслим. В Коране также говорится, что ангелы имеют двойные, тройные и четверные крылья. Например, в 35-й суре, которая так и называется, «Ангелы» («Малаика»): «Слава Богу, Творцу небес и земли, сделавшему посланниками ангелов, имеющих крылья двойные, тройные и четверные…».

Ангелы находятся на небесах и на земле, в раю и в аду, окружают и удерживают Престол Бога. Среди них есть хранители рая и хранители ада, или стражи ада. Они действуют как в историческом, так и в эсхатологическом времени. В Судный день, например, восемь ангелов понесут Престол Бога: «В тот день наступит Событие. Небо разверзнется, ибо оно в тот день будет слабым. Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа. В тот день вы предстанете, и ни одна ваша тайна не останется сокрытой» (69:15-18).

Хранители записывающие

Ангелы также выполняют функции хранителей (ḥafiẓūn) (хафизун). Хранители — один из коранических эпитетов ангелов: «Поистине, над всякой душой есть хранитель» (86:4). Они оберегают людей на протяжении всей их жизни: «Он — властвующий над Своими рабами, и посылает Он над вами хранителей. А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, Наши посланники упокояют его, и они ничего не опускают» (6:61).

Ангелы также призваны следить за делами человеческими и записывать каждый, даже самый мелкий поступок. Записывающие (kātibūn) (катибун) — еще одно именование ангелов в Коране: «А ведь над вами есть хранители благородные, записывающие. Знают они, что вы делаете» (82:10-12). И вот к каждому человеку (Коран уточняет и это) приставлено два таких ангела: «Вот принимают два приемщика, справа и слева, сидя. Не произнесет он и единого слова, иначе как у него — бдительный соглядатай» (50:17-18).

Причем ангелы фиксируют не только дела человеческие, но и слова и тайные помыслы каждого человека: «Или думают они, что Мы не слышим их тайны и переговоры? Да, и посланцы Наши у них записывают» (43:80). Ангелы невидимы для человека, но они могут принимать человеческий облик и являться человеку. Так, они навестили Авраама: «И когда пришли Наши посланники [русуль] к Аврааму с радостной вестью» (29:31). Они приходили также к Лоту и Захарии, а Марии ангелы благовествуют о слове от Бога, «имя которому Мессия Иисус» (3:45).

Четыре приближенных ангела

В исламе нет понятия ангельских чинов, как в христианстве. Например, Псевдо-Дионисий Ареопагит различал девять ангельских чинов, и эта ареопагитская иерархия в конце концов утвердилась в христианстве. В исламе этого нет. Коран только особо выделяет приближенных (al-muḳarrabūn) (мукаррабун), приближенных к Богу ангелов, которые находятся непосредственно у Его престола: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг Него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: «Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и последовали Твоим путем, и защити их от мучений в Аду»» (40:7).

Ну вот к этим приближенным (мукаррабун) ангелам уже традиция стала относить Гавриила (Djibrīl, Джибрил). В Коране по имени этот ангел упоминается трижды, во 2-й суре и в 66-й, но комментаторы в дальнейшем стали отождествлять с ним коранические слова «Дух святости», «Дух верный», «Наш дух». Так, например, айат «Мы даровали Иисусу, сыну Марии, ясные знамения и укрепили его Святым Духом» (2:253) толкуется комментаторами как дали в помощь Иисусу Гавриила.

Гавриил также — главный посредник между Богом и пророками, передававший им, в том числе и Мухаммаду, божественные откровения. О Гаврииле, согласно большинству комментаторов, речь идет в кораническом эпизоде, который описывает первый опыт богооткровения Мухаммада, причем визуальный опыт. В подавляющем большинстве случаев откровения в Коране описаны как слуховые, но вот есть случаи и визуального описания: «Клянусь звездой, когда она закатывается! Не сбился с пути ваш товарищ и не заблудился. И говорит он не по пристрастию. Это — только откровение, которое ниспосылается. Научил его сильный мощью, обладатель могущества, вот Он стал прямо на высшем горизонте, потом приблизился и спустился, и был на расстоянии двух луков или ближе, и открыл Своему рабу то, что открыл» (53:1-10). Согласно комментаторам, речь в этих айатах идет о Гаврииле.

В мусульманских преданиях о Гаврииле говорится как о покровителе Мухаммада, который защищал его от гонений неверующих, помогал Мухаммаду во всех его начинаниях и предприятиях: в богословских спорах, в военных походах. Предания описывают его как существо огромного роста, ноги которого касаются земли, а голова уходит за облака.

Второй приближенный ангел — это Михаил (Mīkāl, Микал в Коране). Он назван в Коране только один раз, вместе с Гавриилом, и в преданиях он чаще всего упоминается вместе с Гавриилом как защитник ислама и помощник мусульман в их борьбе с мекканскими язычниками. Он был в числе тех ангелов, которые явились маленькому Мухаммаду, когда он пас ягнят, и вскрыли ему грудь, очистили снегом его сердце. Эта история приводится в Сире (жизнеописании) Ибн Хишама, о которой я вам рассказывал, и, по всей видимости, она основана на трех коранических айатах: «Разве Мы не раскрыли тебе твою грудь? И не сняли с тебя твоего бремени, которое тяготило хребет твой?» (94:1-3). Это ранняя сура. В обязанности Михаила входит также забота о пропитании всех тварей.

В Коране говорится о дне, «когда прозвучит труба» (20:102). И уже предания, хадисы прежде всего, наделяют функциями вестника Страшного суда ангела Исрафила. В Коране нет этого имени, но есть вестник, «глашатай дня исхода»: «Прислушивайся к этому дню, когда глашатай возгласит из близкого места, ко дню, когда они истинно услышат крик: это день исхода» (50:41-42). Вот Исрафил никогда не расстается с трубой, чтобы вовремя, по воле Бога, который один только знает срок, возвестить об этом дне.

Исрафил также читает с сокровенной скрижали божественные решения о судьбах людей и мира и передает их другим ангелам для исполнения. Мусульманская литература описывает Исрафила как существо космических размеров, ноги которого на земле, а голова достигает престола Божьего. У него четыре крыла. Еще одна подробность в хадисах — заглядывая трижды в день и трижды ночью в ад, он рыдает от горя и сострадания к грешникам.

В Коране также говорится об ангеле смерти (malak al-mawt, малак аль-маут): «Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены» (32:11). Этот ангел получает в традиции имя Азраил и становится четвертым приближенным ангелом. Он восседает на ложе света. У него четыре лица и четыре тысячи крыльев, а все тело состоит из глаз, число которых равно числу живущих в каждый момент на земле людей. Первоначально Азраил был просто одним из ангелов. Когда же Бог задумал создать Адама, он послал главных ангелов на землю за глиной. Земля сопротивлялась, и никто из ангелов не смог взять у нее ни горсти. Смог только один Азраил, который принес Богу глину трех цветов — белого, красного и черного, поэтому и возникли впоследствии на земле от Адама различные расы. Это, естественно, не кораническая история, а уже история, возникшая в мусульманской традиции. И вот Азраил за свою силу и суровость был назначен главным ангелом смерти. Он в течение сорока дней после смерти каждого человека отделяет душу от тела. Души верующих он изымает безболезненно, а души неверующих грубо и больно вырывает из груди.

Искусители и ангелы ада

В Коране один раз упоминаются по имени ангелы Харут и Марут, которые, как сказано в Коране, обучали людей колдовству. Вот вопрос: имеются ли в виду падшие ангелы? Коран так повествует о творимом этими ангелами зле (это довольно пространный айат, но я его тем не менее приведу в переводе Саблукова): «А следовали тому, что выдумали дьяволы в царствование Соломона. Но Соломон не был неверным; а неверными были дьяволы: они учили волшебству и тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне, Харуту и Маруту; но и сии оба не учили никого, не сказавши ему: «мы — искусители, а потому не будьте неверными». От них научались тому, как разлучать мужа от жены его; да и то, чем вредили они кому-либо, происходило только по допущению Божию. Они научались тому, что приносило им вред, и не приносило им пользы, и знали, что кто делал такое приобретение, тому в будущей жизни не будет доли блаженства. И действительно, как ничтожно то, за что продавали они себя самих! О если бы знали они!» (2:102).

Согласно преданию, Бог упрекал ангелов, осуждавших людей за их слабости, говоря им, что они сами не устоят перед земными соблазнами, и вот три ангела отправились на землю, чтобы доказать Богу свою стойкость. Два из них не устояли перед мирскими соблазнами (это были Харут и Марут) и совершили все возможные грехи. К этой истории я еще вернусь в одном из эпизодов. Вот из этого айата видно, что, во-первых, Харут и Марут предупреждают каждого, кого они собираются соблазнить грехом, и делают они опять же это только по допущению Божию, поэтому, конечно, об их падении вряд ли можно говорить.

В загробном мире ангелы также несут свою службу. В некоторых коранических айатах упоминаются ангелы, которые избивают умерших «по лицам и хребтам». В эсхатологической литературе они обретают имена Мункар и Накир. Вот эти два имени можно встретить в любой из ‘aḳā’id. Акыда (‘aḳīda) ― то своего рода символ веры, который писался авторитетным мусульманским богословом, тот минимум веры, который обязателен, по мнению этого богослова, для каждого мусульманина. Вера в ангелов Мункар и Накир тоже обязательна.

Это два ангела, которые, так сказать, отвечают за малую эсхатологию. Есть большая эсхатология — это учение о Судном дне и что последует за ним, и есть малая эсхатология, которая описывает то, что ждет душу каждого человека после его смерти и до Судного дня. Надо отметить, что мусульманское вероучение уделяет очень большое внимание большой, или всемирной эсхатологии и совсем незначительное внимание малой эсхатологии. Мункар и Накир верующих мусульман оставляют в покое после их смерти, а неверных и грешников подвергают тяжким наказаниям, предваряя тем самым их мучения в аду.

Ад, в свою очередь, охраняют девятнадцать грубых и сильных ангелов (это дважды говорится в Коране) во главе с Маликом: «Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами». Он скажет: «Вы останетесь здесь навечно»» (43:77).

Спор ангелов с Богом о человеке

Главу райских ангелов по имени Ридван называет только предание, но в Коране говорится о стражах рая, которые будут приветствовать входящих туда праведников словами: «Мир вам [салам алей-кум]! Да будет вам благо! Входите же для вечного пребывания!» (39:73). Ангелы были сотворены Богом до человека и, согласно Корану, пытались отговорить Его от сотворения Адама. В мединский, то есть в поздний период, появляется тема спора ангелов с Богом о человеке. Когда Бог извещает ангелов о Своем намерении установить на земле наместника, те сперва возражают: «Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим Тебе хвалу и святим Тебя?» (2:30).

В иудейском мидраше на книгу Бытия (Берешит раба) мы находим сходную тему спора: «Приближенные ангелы так сказали Всесвятому: «Владыка вселенной! Стоит ли человек, чтобы Ты думал о нем? И зачем Тебе созидать такое зло»». А в талмудическом трактате «Синхедрин» этот спор описан еще более драматично: «Приступая к сотворению человека, Всесвятой сотворил предварительно сонм ангелов и спросил их: «Угодно ли вам, чтобы Мы сотворили человека по образу Нашему?» — «А как он будет проявлять себя?» — спросили ангелы. «Так и так» — ответил Всесвятой. «Владыка вселенной! — продолжали ангелы, — стоит ли человек, чтобы Ты думал о нем?» Всесвятой простер Свой мизинец и сжег их; то же повторилось и со вторым сонмом ангелов. А третий же так ответил Ему: «Владыка вселенной! К чему повел совет наших предшественников? Вселенная вся Твоя, делай в ней, что Тебе угодно»».

Иблис и другие шайтаны

В предыдущей лекции я рассказывал об отказе Иблиса поклониться Адаму, когда все ангелы по Божьему повелению это сделали. Так вот, враг человеческий именуется в Коране либо Иблис, либо шайтан. Шайтан гораздо чаще, а Иблис, в основном, появляется в эпизодах, в которых повествуется либо о сотворении человека, либо о его совращении. Слово «шайтан» имеет несомненные параллели в семитских языках. С этимологией слова «Иблис» сложнее. Авторитетная «Энциклопедия ислама» предполагает происхождение от греческого διάβολος (диа́болос) — дьявол, а авторитетнейший словарь «Лисан ал-араб» Ибн Манзура (это XIII — начало XIV веков) выводит от арабского глагола ’ablasa (абласа) — отчаиваться, терять надежду. Сравните также коранические эпитеты Иблиса, дьявола: враг, побиваемый камнями, нашептывающий, отступник, скрытный, наущитель или искуситель: «Мин шарри-ль-васваси-ль-ханнаас (от зла скрытного искусителя)» — испрашивается избавление в 114-й, последней суре Корана.

Так вот, история отказа Иблиса поклониться Адаму рассказана в Коране ни много ни мало шесть раз. Это свидетельствует о том, какое большое значение придается этому эпизоду. В первом контексте (20-я сура), вообще ничего не говорится о причинах отказа: «И вот Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!» — и поклонились они, кроме Иблиса; тот отказался». Во втором эпизоде (15-я сура) — то же самое. В третьем сказано, что Иблис возгордился: «Он возгордился и оказался неверным» (38-я сура). В четвертом также развивается тема гордыни: «Неужели я поклонюсь тому, кого Ты создал глиной?» (17-я сура). То же самое в пятом, только немножко более развернуто: «Я – лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины» (7-я сура).

И только в шестом эпизоде объясняется причина падения Иблиса. Он был джинном, а джинны, в отличие от ангелов, наделены свободной волей, могут впасть в грех: «Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа. Неужели вы признаете его и его потомков своими покровителями и помощниками вместо Меня?..» (18:50). Вот на этот айат часто ссылались мусульманские богословы, когда обсуждали причину бунта Иблиса, хотя было распространено довольно широко и мнение, что Бог Сам сделал Иблиса носителем зла, с тем чтобы испытывать людей.

Парадоксальную трактовку отказ Иблиса поклониться человеку получил у знаменитого суфия ал-Халладжа (это вторая половина IX — первая четверть X веков). Ал-Халладж как-то спросил: «Кто, по вашему мнению, настоящий мусульманин?» Когда его спросили, кто, он сказал: «Иблис, он один только». «Почему?» — спросили его. «Потому что он даже вопреки Божьей воле сохранил верность единобожию», основе основ ислама: он отказался поклониться человеку, потому что поклонения заслуживает только Бог.

Это так называемый шатх, краткое парадоксальное и шокирующее высказывание, которым часто пользовались суфии, цель которого — разрушить какое-либо устоявшееся представление. Ал-Халладж сам дает впоследствии толкование этому парадоксальному заявлению. Адам как творение Бога есть образ Бога, поскольку творение Бога есть Его зеркало, а Иблис посмотрел в зеркало и увидел там только образ человека и не увидел его Творца. Иблис совратил с пути истинного первого человека ― Адама, он также наущал доверчивых людей против пророков, посланных к ним, и Мухаммаду Иблис не раз мешал проповедовать и вдохновлял его врагов.

Иблис возглавляет злых духов (шайтанов) и злых джиннов, которых он (шайтанов) сам способен порождать. Утверждавшие так мусульманские авторы основывались на том же 50-м айате 18-й суры: «Неужели вы признаете его и его потомков». Вот отсюда вывод, что Иблис способен был порождать бесов и демонов. Ну и «После Суда, Иблис и все, кто слушался его, будут навечно низвергнуты в ад». В 38-й суре Корана это утверждается однозначно.

Учение о джиннах

В Коране речь идет и о джиннах. Джинны, согласно Корану, созданы из огня чистого или знойного (и так и так можно встретить): «И сотворил джиннов из чистого огня» (55:15). По своим характеристикам джинны ближе к людям, нежели ангелы, только живут они гораздо дольше и наделены, в отличие от людей, сверхъестественными способностями. Например, способны представать перед человеком в разных обличиях: в облике человека, животного или даже растения.

Согласно Корану, джинны, как и люди, созданы для поклонения и служения Богу: «Я ведь создал джиннов и людей только для того, чтобы они Мне служили» (51:56). К джиннам, так же, как и к людям, посылались свои пророки: «О сонм джиннов и людей! Разве не приходили к вам посланники из вас, которые рассказывали вам Мои знамения и возвещали вам о встрече с этим днем» (6:130).

Некоторые джинны внимали Корану и уверовали в него и в Бога: «Скажи: «Открыто мне, что слушал сонм джиннов, и сказали они: «Поистине, слышали мы Коран дивный! Он ведет к прямому пути. И уверовали мы в него»» (72:1-2). А вот другие джинны были врагами пророкам и сбивали людей с истинного пути: «Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения» (6:112). Среди джиннов встречаются верующие и неверующие, добрые и злые. В Коране содержится лишь намек на наличие у джиннов пола (55:56), в котором говорится: «Там скромноокие, которых не коснулся до них ни человек, ни джинн».

И вот в богословской литературе эта тема находит подробное развитие. Например, Бадр ад-Дин аш-Шибли, автор книги «Россыпи жемчуга в учении о джиннах», в предисловии к своей книге пишет, что поводом для ее написания послужил вопрос о том, женятся ли джинны. И вот для того, чтобы ответить на этот вопрос, аш-Шибли в числе прочих рассматривает следующие вопросы: о природе джиннов и природе людей, о телах джиннов, о разрядах джиннов, о способности джиннов принимать разные формы, в том числе формы человека и других существ, о том, что некоторые собаки из джиннов, о жилищах джиннов, о спутнике человека из джиннов, о том, что джинны едят и пьют, о толках и течениях среди джиннов, о том, молятся ли джинны отдельно от людей или вместе с людьми, правовой статус случая, когда человек убил джинна, о возможности брака с джиннами и о том, как джинны соблазняют женщин. Это очень пространное сочинение.

Оно не одно. Такие сочинения пользовались значительной популярностью. Я просто хочу показать, что вера в джиннов занимает существенное место в мусульманском вероучении, потому что мы привыкли судить о джиннах только, в основном, по сказкам «Тысячи и одной ночи». Нет, это важная часть мусульманского вероучения. В Судный день Бог соберет джиннов, как и людей, вместе, и неверные джинны будут ввергнуты в геенну: «Мы сотворили для геенны много джиннов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми они не слышат».

Вера в Писания

Ну и третий столп веры — это вера в книги откровения, в Писания: «Скажите: мы веруем в Бога и в то, что свыше ниспослано нам, в то, что было ниспослано Аврааму, Исмаилу, Исааку, Иакову и коленам израильским; в то, что было дано Моисею и Иисусу, что было дано пророкам от Господа их; не делаем различия между всеми ими, и Ему покорны мы» (2:136). Направляя людей на истинный путь, Бог в определенную историческую эпоху ниспосылал им откровение двух видов: это либо свитки (al-ṣuḥuf) (сухуф), либо книги (al-kutub, ал-кутуб), в которых разъяснял людям Свои повеления, свои установления и запреты. В Коране говорится о первых свитках, о свитках почтенных, без уточнения адресата, и дважды упоминаются свитки Авраама и Моисея.

Ну а уже хадисы и сказания о пророках — особый жанр в мусульманской богословской литературе — конкретизируют количество свитков и количество ранних пророков, их получивших. Есть разные версии. Согласно одному из вариантов, «Абу Зарр, да будет доволен им Бог, сообщил: «Я спросил Посланника Божьего, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сколько книг ниспослал Бог?» Он ответил: «Сто свитков и четыре книги. Десять свитков были ниспосланы Адаму, пятьдесят Сифу, тридцать Идрису [возможно, имеется в виду Енох], десять Аврааму. Затем Бог ниспослал Тору, Евангелие, Псалтырь и Коран». Я спросил: «Посланник Божий, какие свитки были ниспосланы Аврааму? Он ответил: «Все притчи»».

Помимо свитков, Бог ниспослал, согласно Корану, четыре Писания: Тору (al-tawrā, таурат) Моисею, или Моисею и Аарону, или сынам Израиля (по-разному говорится в Коране), Псалтырь Бог ниспослал Давиду (al-zabūr, ал-забур), Евангелие (al-indjīl, ал-инджиль) — Иисусу, ну и, наконец, Коран — Мухаммаду. В этих книгах даны истина, руководство и свет людям, различение (фуркан) добра и зла и суд Божий, так говорится в Коране в 5-й суре.

Критика в адрес иудеев и христиан

Все богооткровенные книги идентичны по своему содержанию, и каждая последующая подтверждает истинность предшествующей. Однако в Коране указывается на то, что иудеи и христиане частично исказили или забыли свои Писания: «Некоторые из них уже слышали слово Божие и изменили его после того, как поняли его, и они знают это» (2:75).

Из коранического текста следует, что иудеи обожествили ‘Узайра (возможно, имеется в виду библейский Ездра), а христиане обожествили Иисуса: «И сказали иудеи: «‘Узайр – сын Аллаха». И сказали христиане: «Мессия – сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше» (9:30). Иудеи, помимо этого, возвели на Марию жестокую клевету, как говорится в 4-й суре Корана, а христиане уверовали в трех богов, утверждается в 5-й суре, самой поздней суре Корана.

Кроме того, и те и другие не признают Мухаммада пророком, хотя он записан у них в Торе и Евангелии, как говорится в 157-м айате 7-й суры. Иисус действительно в Коране благовествует о посланнике, который придет после него (61:6): «И вот сказал Иисус, сын Марии: «О сыны Исраила! Я – посланник Бога к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому будет Ахмад». Когда же он пришел с ясными знамениями, они сказали: «Это – явное колдовство!» Ахмад и Мухаммад от одного корня, это, собственно говоря, одно имя, от корня «хамада» (прославленный или всеславный).

Некоторые мусульманские полемисты стали сближать этот айат с двумя стихами из Евангелия от Иоанна (15:26 и 16:7), в которых Иисус обещает своим ученикам Утешителя (παράκλητος, пара́клетос), и трактовать их как предсказание пророческой миссии Мухаммада, утверждая, что христиане заменили первоначальное слово περικλυτός (периклюто́с – славный, прославленный) на παράκλητος (пара́клетос – заступник, утешитель). А имя Мухаммад значит «весьма славный», «прославленный».

Повреждение Писаний и превосходство Корана

Со временем мусульманские богословы, основываясь на концепции повреждения прежних богооткровенных текстов, а также на кораническое указание, что Мухаммад послан «ко всем людям вестником и увещателем», тогда как предшествующие пророки посылались только к определенным народам, разработали положение о превосходстве Корана. Некоторые говорили о том, что в силу своего совершенства Коран отменяет другие Писания, ссылаясь при этом на коранический айат: «О, обладатели писания! К вам пришел Наш посланник, чтобы разъяснить многое из того, что вы скрываете в писании» (5:15).

Но тем не менее я хочу напомнить, что и Коран, и шариат запрещают насильственное обращение «людей Писания» в ислам. Надо сказать, что и некоторые классические авторитетные комментаторы Корана, например, ат-Табари, и некоторые современные мусульманские авторы все-таки указывают на то, что такое толкование айатов о повреждении иудеями и христианами своих Писаний носит чрезмерно полемический характер. Если эти айаты читать в контексте, не будучи полемически предвзятым, то они прочитываются как то, что иудеи и христиане исказили свои Писания, толкуя их, то есть на словах исказили, как это следует из Корана, но не исказили сами тексты. Понятие «тахриф» (повреждение) Писаний, в общем-то, стало действительно во многом полемическим приемом.

Различные идейные течения внутри ислама тоже пользовались вот этой идеей повреждения, когда утверждали свое понимание истинного вероучения. Так, шииты утверждали, что текст Корана в ряде мест преднамеренно искажен суннитами. Они же, как и хариджиты, иногда отрицали подлинность некоторых сур. Между мусульманскими комментаторами и богословами существовали разногласия относительно того, как был ниспослан Мухаммаду Коран. Исходя из двух коранических айатов — «Месяц рамадан, в который ниспослан был Коран» и второй айат «Мы ниспослали его в ночь могущества» — сунниты сходились в том, что откровение было получено 27 числа месяца рамадана. Шииты утверждают, что 19 и 21 рамадана.

Расхождения были также в вопросах о сроках и последовательности ниспослания Мухаммаду откровения. Одни утверждали, что Коран был ниспослан в Ночь могущества сразу и целиком на нижнее небо, а затем уже передавался Мухаммаду частями в течение двадцати, или двадцати трех, или двадцати пяти лет. Другие считали, что он ниспосылался на нижнее небо частями в течение двадцати ночей могущества. Третьи полагали, что ниспослание Корана началось в Ночь могущества, а затем он передавался по частям в разное время, ну и так далее.

Подробно об этом можно прочитать в книге Джалал ад-Дина ас-Суйути, которая приводится в рекомендуемой литературе, — «Совершенство в коранических науках». Она переведена на русский язык. Согласно одному из хадисов, иудеи спросили Мухаммада, почему Бог не открыл ему Коран сразу, как Он открыл сразу на Синае Тору Моисею. И тогда пророку был ниспослан айат: «И сказали те, которые не веруют: «Чтобы был ему ниспослан Коран за один раз!» Так это для того, чтобы укрепить им твое сердце, Мы читали его по порядку, постепенно» (Коран 25:32).

Материалы
  • Гайнутдинова А.Р. Истории пророков в Коране. М.: «Исламская книга», 2009.
  • Джалал ад-Дин ас-Суйути. Совершенство в коранических науках. Выпуск 2. Учение о ниспослании Корана. М.: «Муравей», 2001.
  • Ибрагим Т. К., Ефремова Н. В. Священная история согласно Корану. М.: Эксмо, 2012.
  • Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: «Наука» Главная редакция восточной литературы, 1991.
Галерея (31)
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше