Дополнительный эпизод
Адам Аравийский
+
Посткоранические легенды о первых людях и местах их обитания.

В лекции я рассказывал, в основном, об Адаме и Еве, как они представлены в Коране, а вот послекораническая традиция, не без еврейского и христианского влияний, существенно обогащает образы Адама и Евы. Во-первых, все обретают свои имена: и Ева, и Каин, и Авель, добавляется к ним и третий сын Адама Сиф (Шис арабское). Однако, помимо этих внешних влияний, в преданиях об Адаме прослеживается и собственно арабский пласт — комплекс мотивов, связующих Адама и Еву с Аравией.

Изгнанные из рая Адам и Ева были разделены на земле. Долгое время они бродили в поисках друг друга, пока не встретились в долине Муздалифа, недалеко от горы Арафа. Во время хаджа мусульмане вспоминают об этой встрече, которая стала одновременно и первым паломничеством. Адам и Ева поселились в Мекке, и Адам, по повелению Бога, возвел первую Каабу.

В послекоранической традиции Адам и Ева наделяются чертами культурных героев. Они научились добывать огонь, освоили сельское хозяйство и ремесла. Впрочем, эта тема получает развитие и в иудеохристианских апокрифических легендах об Адаме и Еве. Согласно некоторым мусульманским авторам, Адам даже чеканил дирхемы и динары. Адаму были также ниспосланы первые богооткровенные Писания.

Согласно хадису в передаче Абу Хурейры, пророк сказал: «Бог создал Адама, рост которого равнялся шестидесяти локтям [то есть тридцати метрам], а потом Он сказал: «Иди, поприветствуй этих ангелов и послушай, как они поприветствуют тебя, это будет твоим приветствием и приветствием твоих потомков». И Адам сказал: «Мир вам [Ас-саляму алейкум]», они же ответили: «Мир тебе и милость Бога [рахматуллах]», добавив «и милость Бога». Каждый из тех, кто войдет в рай, будет напоминать Адама, что же касается людей то и до сих пор они продолжают уменьшаться в росте».

В еврейской традиции Адам также исконно был великаном, но после грехопадения он стал ниже ростом. Об этом говорится в «Берешит раба». Похоронен был Адам вместе с Евой в пещере у подножия Абу Кубейс, горы около Мекки. А вот после потопа их останки были перенесены в Иерусалим.

В хадисах также утверждается, что грех Адама был предопределен самим Богом. В Коране этого нет. Есть хадис о споре Адама с Моисеем: «Абу Хурейра, да будет доволен им Бог, сообщил: Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: Был спор между Адамом и Моисеем. Моисей сказал Адаму: Ты — наш отец. Ты принес нам убыток и лишил нас рая. — Адам ответил ему: Ты — Моисей. Бог избрал тебя и говорил с тобой, и начертал Своей рукой для тебя Тору. Несмотря на это ты обвиняешь меня в поступке, который Бог предопределил мне за сорок лет до того, как Он создал меня. Посланник Божий сказал: Вот так Адам превзошел Моисея в доводах, и одержал Адам верх над Моисеем в споре».

В Коране Адам — первый человек и наместник Бога на земле, а в традиции он становится и первым пророком, посланником. Так, в «Истории пророков и царей» ат-Табари пишет: «И был Адам с Богом, всемогущий Он и великий, и Он дал ему во владение землю и власть над ней и возвысил его и сделал его посланником и ниспослал ему 11 свитков книг». В традиции также устанавливается связь между Адамом и Мухаммадом, как между первым и последним пророком: с Адама начинается пророческий цикл, а Мухаммадом он заканчивается.

Галерея (5)
Читать следующую
2. Афанасий Никитин и 30 прекраснейших имен
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше