Дополнительный эпизод
Трилитон Баальбека
+
Античный храмовый комплекс Баальбека и гигантские обработанные камни, лежащие в его основании.

Баальбек. Сейчас это небольшой городок в Ливане. Когда-то это был один из крупнейших центров античной религиозности и, пожалуй, можно сказать, самый крупный храмовый комплекс Средиземноморья. И мы об этом феномене как раз и поговорим. Баальбек расположен сегодня на территории Ливанской Республики, недалеко от сирийской границы, в 12 километрах на запад. Если отмерять расстояние от сирийской столицы, Дамаска, то это 60 километров на север. Сейчас Баальбек знаменит не только своим знаменитым храмовым комплексом, но и тем, что там располагается одно из средоточий движения Хезболла.

Итак, храмовый комплекс Баальбека. Когда он был построен и что вообще он из себя представляет? На сегодняшний день мы можем увидеть остатки четырех храмов, которые находятся на территории этого комплекса. Это храм Юпитера, так называемый храм Вакха и два маленьких храма, которые по размерам не сопоставимы с этими двумя сооружениями, — это так называемый храм Муз и храм Венеры. Почему «так называемый»? Потому что абсолютно точно идентифицировать эти храмы, кроме храма Юпитера, крайне затруднительно, и здесь очень много допущений и всевозможных альтернативных версий, кому именно, каким богам посвящались эти храмы.

На сегодняшний день в наилучшем виде до нас дошел храм Вакха. Он был по размерам более скромным, чем храм Юпитера, но даже эта скромность храма Вакха поражает. Колонны его возвышаются на 19 метров от основания. То есть представьте себе, это высота современного седьмого этажа обычной московской многоэтажки. И колонны храма Вакха или храма Юпитера, которые еще выше, порядка 22 метров, в два раза превышают колонны Парфенона, для сравнения. Это колоссальные храмовые сооружения.

По площади баальбекский храм тоже весьма велик. Он не такой грандиозный, как, например, храм в Луксоре, египетский храм, или знаменитый Ангкор-Ват в Камбодже, которые лидируют в этом смысле по своей площади, но по массивности сооружений это, безусловно, одно из самых удивительных сооружений человечества. Я не буду сейчас подробно рассказывать об архитектурной стилистике храма. Я сосредоточусь, пожалуй, на самом необычном и интересном в этом сооружении — это его массивные детали.

Во-первых, это знаменитый трилитон. Если колонны представляют из себя, если можно так выразиться, сборную конструкцию, то есть это несколько барабанов, соединенных друг с другом, то трилитон — это один из самых удивительных обработанных камней, которые мы находим в истории человечества.

Прежде всего масса, масса каждого из этих камней. Трилитон представляет из себя три соединенных массивных камня, масса каждого из которых 800 тонн. Просто представьте себе эту величину: три камня по 800 тонн. Более того, эти три массивных камня находятся на основании, весьма сложном по своей конструкции, и первый слой этого основания, на котором они расположены, представляет из себя семь камней, масса каждого превышает 300 тонн. Эти цифры звучат весьма скупо и сухо, но можно сказать так, что ничего подобного в плане соединения в архитектуре древности мы не наблюдаем, но не только в древности, и в современности тоже, то есть чтобы три камня по 800 тонн были подогнаны друг к другу и располагались при этом еще на семи камнях по 300 тонн, такого мы в архитектуре мира просто не знаем.

Сама способность человека перемещать крупные каменные глыбы, собственно, не вызывает какого-то особого удивления, поскольку на нашей исторической памяти перемещались такие массивные камни. Это Александровская колонна в Петербурге и знаменитый Гром-камень, на котором стоит памятник Петру I. Спорно, какова была масса, например, Гром-камня, который был перемещен в Петербург, но на сегодняшний день, после обработки, его оценивают более чем в 1200 тонн. То есть мы видим, что Гром-камень превосходит перемещенные камни Баальбека. И Гром-камень перемещался тоже в достаточно еще архаичных условиях, до эпохи промышленной революции, исключительно мускульной силой человека.

Если мы посмотрим, например, на Древний Египет, мы увидим, что там тоже существуют памятники, совершенно удивительные в плане способности людей перемещать их. Знаменитые Колоссы Мемнона, которые входили в храмовый комплекс Аменхотепа III или остатки гигантской статуи Рамзеса II в его поминальном комплексе показывают, что способность людей двигать вот эти колоссальные объекты была.

Например, памятник Рамзесу оценивается примерно в 1000 тонн, и, более того, перемещался этот камень, как показывает его анализ, за несколько сотен километров вручную вдоль Нила. Но что хотелось бы особо отметить. Эти грандиозные монолиты не подгонялись к другим аналогичным монолитам. То есть Александровская колонна, или Гром-камень, или вот эти массивные камни Египта — это в каком-то смысле одиночные строения. Да, безусловно, существовала сложность их установления, например, Александровской колонны — вертикально, но здесь мы видим в каком-то смысле задачу иного уровня, то есть нужно было эти камни уложить и очень четко подогнать друг к другу, и эта задача была древними архитекторами решена.

Более того, рядом с трилитоном находятся еще три огромных камня, которые оказались не полностью отделены от породы, и вес крупнейшего из этих камней, открытого сравнительно недавно, в 2014 году, Немецким археологическим институтом, превышает 1600 тонн, даже есть оценки в 1650 тонн. Повторяю, это именно не перемещавшийся монолит, и о его предназначении здесь уже можно гадать довольно долго.

Но стоит отметить, что в этой платформе храма Юпитера, о которой мы говорим, трилитон — единственные камни такого масштаба. Ни с какой другой стороны этого храма таких блоков в самой платформе нет. Есть камни, ограждающие территорию самого храма, которые аналогичны камням, лежащим под трилитонами, но это именно ограждающие структуры, которые тянутся с северной и южной стороны платформы.

Кем и когда был построен храм Юпитера? Этот вопрос нужно разделить на две части. Можно говорить достаточно уверенно, что собственно храм был построен в римское время. Но кем была построена платформа — вот этот вопрос довольно интересный и порождающий очень много дискуссий и спекуляций. Есть две основные версии, которые можно рассматривать как научные: это постройка в римский период и постройка в финикийский период.

Здесь возникает очень много вопросов к гипотезе создания такого грандиозного сооружения именно в римский период. Дело в том, что Баальбек — это не Антиохия, это не Александрия Египетская, это не тот центр, в котором Риму было бы интересно так ярко демонстрировать свое могущество и превосходство в сфере архитектуры. Почему достаточно удаленный от центров, периферийный храм обретает такие монументальные формы? Ответить на этот вопрос очень сложно, потому что что-либо сказать об этом, опираясь на античные источники, мы, к сожалению, внятно не можем.

Нужно учитывать, что территория Сирии в принципе была средоточием множества архаичных культов, которые сохраняли свою популярность и в римское время, даже в сравнительно поздний период. В одной из наших лекций мы беседовали о начинаниях римского императора Гелиогабала, который происходил из Эмесы, современного Хомса, который пытался насадить в Риме культ своего божества, бога горы Эл-ха-габол. И Эмеса, которая находится сравнительно недалеко от Баальбека, тоже являлась весьма значимым центром ханаанской религиозности. В этом смысле само существование весьма почитаемого богатого храма на территории Древней Сирии не представляется чем-то совершенно невероятным.

Если провести такую несколько свободную аналогию и посмотреть на индийскую культуру, то мы увидим, что, например, самый богатый индийский храм, который находится в штате Андхра-Прадеш, Тирупати, он весьма удален, например, от современной столицы Индии, от Дели, или от столицы Британской Индии до 1910 года, Калькутты, и при этом данный храм, храм Вишну, располагает совершенно колоссальными экономическими возможностями.

Можно предположить, что храмовая община Баальбека пользовалась весьма высоким авторитетом в Древней Сирии и туда стекались богатства, позволявшие аккумулировать ресурсы для возведения такого сооружения при поддержке, естественно, римских властей. Храм строился довольно долго, собственно, та часть, которая находится над платформой, о чем можно говорить весьма уверенно. То есть, по всей видимости, он начал сооружаться еще во времена Юлия Цезаря или Октавиана Августа, и продолжалось его строительство довольно долго. Точно можно говорить, что при Нероне это строительство еще продолжалось. То есть, по всей видимости, сооружение этого храма могло занять более 100 лет.

Если мы вспомним знаменитый Иерусалимский Храм, то он строился тоже довольно долго, почти 100 лет. Он был начат примерно в 20 году до н.э., а закончен был за несколько лет до разрушения Иерусалима римлянами, в 70 году, то есть почти 90 лет происходило сооружение Иерусалимского Храма, и даже на момент разрушения мы не можем уверенно сказать, что храм был полностью завершен, то есть какие-то элементы, по всей видимости, еще доделывались. И это тоже нужно учитывать, поскольку такая длительность позволяет объяснить некую неравномерность в застройке.

Здесь можно вернуться к проблеме фундамента баальбекского храма и вот этих вот грандиозных мегалитов, которые остались не отделенными от породы. Вполне возможно, что ресурсов заказчика, кем бы он ни был, римские ли власти, местная храмовая община или те и другие вместе взятые, этих ресурсов не хватило для того, чтобы воплотить храм в тех формах, в которых он изначально задумывался, и приготовленные для строительства храма мегалиты не были использованы.

Другая гипотеза предполагает, что все-таки храм строился на основе, существовавшей до римлян, и эта основа была сооружена финикийцами. Когда именно это было сделано, сказать очень сложно. Дело в том, что ни Геродот, ни Страбон, весьма обстоятельные в своих описаниях всевозможных курьезных и удивительных вещей древности, они ни словом не обмолвились о Баальбеке, что весьма странно, учитывая особенно Страбона. Поскольку Геродота можно упрекнуть в некоей неисторичности, с точки зрения современных представлений о точности, об исторической науке, то Страбон уже к этим представлениям гораздо ближе, но вот он ничего о храме в Баальбеке не сообщает нам, о таких его особенностях. И это является косвенным аргументом против предположения о том, что храм Юпитера и основа храма Юпитера существовала до римского периода.

Второй момент, который тоже весьма любопытен, — это обнаружение под трилитоном архитектурной детали римского периода, части барабана колонны. Вот эта часть барабана колонны находится в самом основании этого храма, и предположить, что ее туда засунули каким-то образом в поздний римский период, довольно сложно. То есть наиболее вероятно все-таки, что она там оказалась в период именно строительства и в период изготовления барабанов римских колонн.

Вокруг этой детали было довольно много споров, потому что впервые о ее существовании в научных источниках было упомянуто в 1969 году ливанским ученым Арутюном Калаяном, но потом очень много было спекуляций по поводу того, что нигде этот камень найти не могут, что это некое вольное допущение ливанского историка, что этого камня просто нет. Но на сегодняшний день можно этот камень увидеть, потому что раскопки, которые постоянно идут в храме Баальбека с той или иной степенью интенсивности, позволяют этот камень сейчас наблюдать.

Совершенно очевидно, что это элемент колонны. И, как я уже сказал, допустить, что римляне каким-то образом или тем более в более поздний период арабы, которые превращали Баальбек в крепость, просунули туда этот элемент, на мой взгляд, это все выглядит малоубедительно.

Есть еще один интересный момент. Я уже говорил об Иерусалимском Храме. И здесь нужно вспомнить, что в основании, кстати, той же самой западной стены Иерусалимского Храма находится огромный монолит, своим весом превышающий 500 тонн. И здесь много любопытных моментов. Во-первых, мы знаем, что время реконструкции Иерусалимского Храма Иродом — это примерно тот же исторический период, когда возводился храм Юпитера в Баальбеке.

Во-вторых, любопытное совпадение, что массивный камень Иерусалимского Храма и трилитон Баальбека находятся в западной стене. Можно здесь, конечно, допустить несколько вольных интерпретаций и спекуляций на тему того самого краеугольного камня, который закладывают в него строители, и мне представляется, что, в общем-то, здесь можно видеть некую общую стилистику и единую инженерную мысль, единую инженерную традицию, которая нашла выражение в закладке вот таких массивных камней.

Эти параллели не доказывают, конечно же, что основание храма Юпитера было создано римлянами, потому что можно предположить, что и Ирод возводил Иерусалимский храм на более древней основе, которая существовала там до него. Но здесь возникает очень много сложностей, потому что новая проблема — это уже интерпретация времени строительства первого Иерусалимского Храма, но здесь тема очень большая, поэтому ее касаться я не буду. Но, по всей видимости, вероятность того, что община смогла возвести Иерусалимский Храм на таком фундаменте в период персидского господства, крайне мала. А до Вавилонского плена храм с таким фундаментом вряд ли мог возникнуть, поскольку имеющиеся у нас данные о ресурсах Иудеи того времени просто исключают такую возможность.

Материалы
  • Adair A. Moving the Stones of Baalbek – The Wonders of Roman Engineering. Русский перевод: Баальбек: не содержит НЛО. →
  • Kalayan H. The Engraved Drawing on the Trilithon and the Related Problems about the Constructional History at Baalbek // Bulletin du Musée de Beyrouth 22 (1969), p. 151-155.
  • Lina Murr Nehmé. Baalbek la Phénicienne. Beyrouth – Paris, 2001-2003.
  • van Ess M. (with contributions from J. Abdul Massih, N. Chahine, V. Daiber, H. Ehrig, M. van Ess, S. Feix, B. Fischer-Genz, H. Genz, F. Henze, K. Hitzl, F. Hoebel, H. Lehmann, D. Lohmann, J. Naador, K. Rheidt, D. Rokitta-Krumnow, A. Seif, F. Wakim, H. Wienholz, J. Yasmine), Baalbek/Heliopolis. Results of the archaeological and architectural research 2002-2005, Bulletin d'archéologie et d'architecture libanaises (BAAL) IV, 2008.
Галерея (23)
Читать следующую
2. Фрески Кусайр-Амра
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше