Дополнительный эпизод
Каменный зверь из Гёбекли-Тепе
+
Загадочные звери на каменных рельефах Гёбекли-Тепе, созданные сообществами охотников больше 11 тыс. лет назад.

Когда Клаус Шмидт приступил к раскопкам Гёбекли-Тепе, им была обнаружена сразу же, в первый сезон, каменная плита с изображением весьма странного животного. То ли это было какое-то кошачье существо, то ли это была какая-то рептилия. Причем камень был достаточно крупный. Длина фигуры животного была более 81 см. И черты животного в значительной степени были стерты.

Это можно было счесть какой-то случайностью или некоторым отклонением от общекультурной тенденции, но удивительно то, что за несколько лет до этого местные крестьяне обнаружили здесь же плиту меньшего размера, всего 47 см, но это тоже была плита с рептилией. Черты рептилии в данном случае выступали довольно отчетливо. Сейчас этот объект находится в музее Урфы.

Нужно сказать, что впоследствии,   в третьем слое Гёбекли-Тепе (это самый старый слой этого сайта) была обнаружена каменная плита с весьма глубоким обработанным горельефом. Можно сказать, что это практически скульптура хищного животного, которое может, в зависимости от приоритета наблюдателя, интерпретироваться как кошачий хищник или опять же как рептилия.

Это плита под номером 27 из строения C. И этот высокий рельеф животного представляет собой особенно поразительную вещь. Он свидетельствует не только о том, что было принято изображать этих животных, но это еще и свидетельство того, что культурная традиция, культурная обработка камня имеет весьма длительную историю, то есть это, по всей видимости, не один какой-то гений скульптуры сумел вытесать это изображение, а что существовала своего рода школа, передававшая свои навыки в течение весьма продолжительных периодов. И те объекты, которые мы видим в Гёбекли-Тепе, говорят о том, что вот эта традиция обработки камня поддерживалась среди охотников.

Повторю, что Гёбекли-Тепе создавалось охотниками, не перешедшими еще к земледелию. То есть, соответственно, общины выделяли какие-то ресурсы для того, чтобы некие коллективы могли работать с камнем. А это понятно, что в тех условиях чрезвычайно трудоемкое занятие. То есть община поддерживала обработку этих материалов, возможно, даже какими-то профессиональными сообществами. Но это опять же гипотеза, здесь вряд ли можно говорить об этом с абсолютной уверенностью. Но то, что такие произведения не могли создавать случайные люди, а должна была быть художественная школа, это, на мой взгляд, сомнений не вызывает.

Датировка Гёбекли-Тепе является предметом споров, и новые предлагаемые датировки не означают, что старые полностью теряют состоятельность, дискуссия на эту тему продолжается. Клаус Шмидт провел радиоуглеродный анализ штукатурки из сооружения D, и, согласно его данным, возраст этого объекта составляет 11 с половиной тысяч лет. Некоторые датировки предполагают сдвиг времени существования Гёбекли-Тепе в ту или иную сторону, но все же мы можем примерно сказать, что вот эта датировка — это, соответственно, примерно 9 с половиной тысяч лет до н.э. — может предварительно приниматься как некий рубеж, с которого начинается история этого сайта.

Галерея (7)
Читать следующую
2. Древние цивилизации на территории Сирии
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше