1
/6
Великая предыстория
Докерамические мегалиты и постройки сиро-палестинского региона: Гёбекли-Тепе, Иерихон, Тель-Карамель, Айн-Гхасал – загадочные культовые центры древних охотников.

Дополнительный эпизод

Изящные и загадочные предметы из культового центра в Невали-Чори.

Дополнительный эпизод

Загадочные звери на каменных рельефах Гёбекли-Тепе, созданные сообществами охотников больше 11 тыс. лет назад.

Исторические и географические рамки курса

Наш небольшой курс будет состоять примерно из пяти лекций, и в этом курсе речь пойдет об истории и культуре Сирии. Сразу скажу, что это определение несколько условно, поскольку под Сирией то, что понимается сейчас, и то, что понималось, например, тысячу лет назад или две тысячи лет назад, если мы всмотримся, то мы увидим совершенно разные реалии. Сегодня Сирия — это небольшая относительно республика на Ближнем Востоке, расположенная между Турцией на севере, Ираком и Иорданией, Израилем и Ливаном с юга, но в древности это понятие было гораздо более объемным в географическом плане и включало более обширные территории.

Начнем мы нашу беседу с той исторической эпохи, когда этот регион представлял собой более-менее относительно целостный феномен в культурном плане, и постепенно мы будем в каком-то смысле сужать рассматриваемую область, и уже финал нашего курса будет сосредоточен на истории собственно Сирийской Арабской Республики.

Мы исключим из рассмотрения несколько культурных областей, в частности, Финикию и Иудею, которые в древности тоже включались обычно в этот регион, особенно древнегреческими и римскими авторами, по ряду причин. Во-первых, Финикия представляет собой достаточно своеобразный обособленный культурный регион, который включает в себя не только финикийские города-государства Восточного Средиземноморья, но и колонии западной части Средиземного моря.

И мы исключим из рассмотрения также Иудею, поскольку с того момента, как происходит возникновение иудейской древней религии, начинается движение пророков, эта область представляет уже совершенно иной в цивилизационном отношении регион, который в контексте сирийской истории рассматривать просто неуместно.

Зыбкий рубеж цивилизации

Отчасти в основу нашего курса будет положен цивилизационный подход, но с того момента, когда, собственно, можно будет говорить уже о цивилизациях. Сегодня же мы поговорим о, если можно так сказать, доцивилизационном этапе истории этого района. И здесь нужно несколько слов сказать вообще о том, где проходит уровневая граница между цивилизацией и предшествующими формами человеческого социального и культурного обустройства. В принципе есть некий набор признаков, который позволяет говорить о цивилизации. Это города, государственность, письменность, разработанное изобразительное искусство.

И в этом смысле Сирия выходит на цивилизационную стадию примерно в III тысячелетии до н.э., когда по Хабуру, по Тигру появляются шумерские колонии, о чем мы будем говорить еще обстоятельно. До этого был весьма интересный доцивилизационный этап, но опять же деление на цивилизацию и доцивилизационную стадию все же весьма условно, потому что, как это ни странно, доцивилизационная стадия может оказаться не то что не менее интересной, а просто удивительно захватывающей в плане своеобразия, оригинальности, в плане неожиданных феноменов, которые мы встречаем в истории человечества.

Об относительной культурной гомогенности этого региона можно говорить применительно к весьма архаичному периоду. В современной историографии принято устоявшееся выражение «Плодородный полумесяц», которое было предложено еще в начале XX века американским археологом Брэстедом.

Плодородный полумесяц — это территория, которая простирается от устья Тигра и Евфрата, от берегов Персидского залива по долинам этих рек, охватывая с севера южную часть Анатолии и потом загибаясь уже в сторону сирийской и палестинской частей. И, собственно, вот эта вот территория объединяется под условным определением «Плодородный полумесяц». Иногда в это определение включают Египет, который лежит западнее и южнее, но мы будем использовать это словосочетание применительно вот к этой первично обрисованной области. И мы начнем наш рассказ с самых древних культур, предцивилизационных, располагавшихся на территории современной Сирии и близлежащих к ней стран. Это Иордания, Израиль и Турция, юго-восточная ее часть.

Открытие Гёбекли-Тепе

Первой культурой, которая представляется мне совершенно удивительной, и во многом в свое время ее обнаружение перевернуло представление научного сообщества о развитии человеческого социума, первой культурой будет сайт, который носит название Гёбекли-Тепе. Это небольшой сравнительно холм, который был обнаружен на территории современной Турции, недалеко от сирийско-турецкой границы, и который при раскопках предоставил ученым совершенно удивительную картину вот этой вот древней архаичной культуры, которая здесь существовала.

Чем, собственно, было интересно обнаружение Гёбекли-Тепе? Что там нашли? Существовало традиционное представление о том, что культуры, предшествующие неолиту и неолитической революции, а неолитическая революция — это качественный перелом, который связан с появлением земледелия, керамики, новых орудий производства (этот термин был введен в научный оборот Гордоном Чайлдом), что до неолитической революции у человечества не было, например, каменных сооружений и не было разработано изобразительной культуры с твердыми материалами.

Что имеется в виду под твердыми материалами и под изобразительной культурой? Естественно, сразу вспомнить можно мадленскую культуру, пещеры Ласко, Альтамира в Испании, в которых сохранились удивительные по красоте феномены художественного творчества палеолитического и мезолитического человечества, но это именно живопись. Мы можем встретить в этой культуре и скульптурные изображения, например, Тюк д’Одубер, пещера, в которой были обнаружены бизоны из глины удивительной красоты, но с камнем человек еще, как предполагалось, в тот период не работал. Конечно, мадленская культура — это примерно 14-13 тысяч лет до н.э., по некоторым датировкам, может быть, это было чуть раньше, есть альтернативные датировки. И когда мы говорим о феноменах такого древнего дописьменного периода, всегда очень сложно, даже базируясь на радиоуглеродном анализе, предлагать какие-то однозначные четкие датировки. Всегда они будут плавать. Это нужно учитывать.

Ну так вот, и удивил холм Гёбекли-Тепе тем, что там были обнаружены сооружения из камня, причем камня обработанного. Раскопки в Гёбекли-Тепе были произведены сравнительно поздно.

Хотя археологи знали о том, что есть такой холм и что там могут быть какие-то археологические артефакты уже в 60-е годы, но планомерную работу там начали только с начала 90-х годов, и этот фактически научный подвиг совершил немецкий археолог Шмидт. Он был руководителем стамбульского отделения Германского археологического института, и он фактически посвятил всю свою жизнь, с 1993 года до своей кончины, которая произошла в 2014 году, исследованию этого места. И именно его заслугой является обнаружение вот этих удивительных артефактов Гёбекли-Тепе.

Это камень. Это камень с высоким уровнем обработки. Это камень весьма массивный. И вот эти моменты, как мне представляется, являются главной отличительной чертой Гёбекли-Тепе. Естественно, мы можем вспомнить множество мест на земле, где обнаружены мегалитические сооружения. Таких мест сотни. Но Гёбекли-Тепе уникален именно в том смысле, что, по всей видимости, на сегодняшний день это первое место, в котором были обнаружены мегалитические конструкции. Конечно, если мы сравним мегалиты Гёбекли-Тепе с другими объектами, они могут показаться относительно скромными, потому что самый крупный мегалитический объект был обнаружен в каменоломне недалеко от самого поселения и весил 50 тонн. Он так и не был извлечен из этой каменоломни, был оставлен там. Камни же, которые были перемещены и использовались при оформлении этого места, были значительно меньше, и самые крупные из них, самые массивные весят не более 20 тонн и в количестве значительно уступают более легким камням.

Просто для сравнения мы можем привести в качестве примера ближайшее территориально располагающееся сооружение. Это уже весьма развитая в техническом отношении культура, которая смогла создать на рубеже нашей эры такой мощный храмовый комплекс, как Баальбек. И, например, в западной стене Баальбека находятся три массивных камня, каждый из которых весит 800 тонн. Просто можно вдуматься в размеры этих каменных блоков, притом, что, конечно же, человеческая цивилизация в плане техническом, если можно так сказать, все же недалеко ушла от Гёбекли-Тепе за несколько тысяч лет, то есть не было тех технических достижений, которые стали появляться у человечества вместе с промышленной революцией.

Мы тоже так умели

И даже если мы посмотрим на совсем недавнее наше прошлое, например, знаменитый камень, который использовался при создании памятника Петру I Фальконе, «Медный всадник», этот камень тоже перемещался исключительно руками людей, без использования каких-либо технических средств.

Его тянули 400 человек на расстояние 6 километров, а весил он изначально 1500 тонн. То есть сейчас, после того, как он был установлен, он стал весить чуть меньше, 1250 тонн, но просто тоже можно себе представить, насколько действительно сила человеческой мускулатуры и достаточно небольшая в количественном отношении группа людей может совершать перемещение такого рода предметов.

Назначение и датировка Гёбекли-Тепе

Так вот, в Гёбекли-Тепе, конечно, таких массивных камней нет, но Гёбекли-Тепе, повторяю, был первым местом в истории человечества, открытым на сегодняшний день, в котором использовались вот эти массивные камни для создания некоего центра.

Что это за центр? Это отдельный вопрос. Вообще нужно сказать, что Шмидт вообще очень осторожно подходил к таким определениям, как город, цивилизация, и он скорее предлагал все же видеть в Гёбекли-Тепе культовый центр. И одна из его инновационных идей состояла в том, что у человечества сначала появляется религиозная жизнь, требующая некоего архитектурного оформления, а только потом вслед за этим появляется жизнь городская, появляется уже более сложная социальная организация, то есть не религия является следствием урбанизации, именно религия в таких уже достаточно развитых формах, включающих в себя архитектуру и скульптуру из сложных в обработке материалов, а наоборот, сначала появляется религиозная жизнь, религиозный опыт, который требует нового художественного оформления, а уже вслед за этим приходит городская культура, городская жизнь и собственно цивилизация.

Датировка Гёбекли-Тепе — тема, конечно, опять же все, что связано с датировкой, представляет собой весьма неоднозначную сферу, но все же на сегодняшний день предлагают выделять три слоя в Гёбекли-Тепе и самый древний, третий слой датировать примерно 9600-8800 годами до н.э. Соответственно, второй слой — это 8800-8000 ровно лет до н.э. И примерно вот эта дата, 8000 до н.э., является рубежом, после которого место оставляется, народ, населявший этот поселок, уходит из него.

При этом он не просто бросает этот поселок, а закапывает его весьма квалифицированно. И, по всей видимости, это оставление и, если можно так сказать, консервирование этого объекта тоже представляет собой религиозные действия определенного ряда. Естественно, мы не можем сказать о значении вот этого консервирования для тех людей, которые его совершали. Мы можем только поблагодарить их, поскольку благодаря их действиям это место дает нам сейчас возможность представить себе более-менее ту удивительную картину их жизни, которая без этого места была бы просто недоступна реконструкции.

Двадцать курганов

Нужно сказать несколько слов об объектах, которые там расположены. Шмидт — очень осторожный в плане отношения к археологическому наследию ученый, поэтому он понимал ограниченность тех средств, которые есть сейчас у людей. Он предлагал, и, собственно, его предложение на сегодняшний день остается в силе, законсервировать значительную часть Гёбекли-Тепе для будущих времен, когда уровень развития археологии достигнет новых высот, потому что любая археологическая работа — это всегда разрушение археологического слоя. Если когда-то появятся возможности работать с материалом, не разрушая его, или по крайней мере анализировать его, не прибегая на первых стадиях к расчистке территории, то, может быть, это даст нам новое понимание прошлого, новое понимание археологических находок, новое прочтение их.

Шмидт произвел обследование примерно пяти объектов, достаточно глубоко и досконально, и эти пять объектов по размеру, по площади сравнительно невелики, то есть в поперечнике, в диаметре можно говорить о 30 метрах всего каждого из этих объектов. Он раскопал пять таких мест и назвал их условно A, B, C, D и E. По всей видимости, в районе Гёбекли-Тепе находится примерно 20 мест, то есть еще примерно 16 или 15 точек ждут своего исследования.

Гёбекли-Тепе демонстрирует то, что люди, населявшие эту территорию, поддерживали определенную традицию культурную, достаточно консервативную, в течение многих веков. Даже можно говорить о порядка более чем полутора тысячелетий как минимум.

Сколько людей строило это сооружение и сколько времени им понадобилось на возведение этого комплекса, сказать сейчас очень сложно и даже, скорее всего, невозможно. То есть можно теоретически высчитать количество человеко-часов, затраченных на возведение этого комплекса, но очевидно, что строительство могло продолжаться весьма длительное время, или же, наоборот, тот или иной объект мог быть создан в сжатые сроки. То есть мы этого сказать не можем, и это все пока что остается на уровне всевозможных гипотез.

Загадочная рептилия

Удивительным объектом, который был найден на территории Гёбекли-Тепе, является горельеф животного, похожего на рептилию. Если мы посмотрим на это животное, то мы увидим большое сходство с крокодилом. Удивительно то, что никаких крокодилов на этой территории никогда не водилось. И откуда древний человек вымыслил этот образ, определить очень сложно.

Можно, конечно, войти в такое мифологическое пространство и порассуждать о злосчастных рептилоидах, уже тогда посещавших древние сайты. Но, с другой стороны, если говорить серьезно, мы можем предположить, что либо это была не совсем удачная передача кошачьего хищника, с которым обитатели Гёбекли-Тепе сталкивались неизбежно, либо это могла быть стилизация, если можно так сказать, увеличенное изображение некоей рептилии, возможно, ящерицы, потому что фигура, которая сейчас есть в нашем распоряжении, — это примерно 47 сантиметров в одном случае, больше 80 сантиметров в другом. То есть зачем понадобилось увеличивать изображение ящерицы до таких размеров, сказать очень сложно.

Но это опять же только всевозможные гипотезы, просто здесь обращает на себя внимание вот этот удивительный объект, который пока что не находит каких-то внятных объяснений. Что это такое, для чего он служил, сказать очень сложно. Была ли эта фигура элементом охранительным? То есть мы, естественно, ничего этого сказать не можем.

Человеческие фигуры и столбы

Гёбекли-Тепе интересен тем, что там обнаружены и фигуры, которые изображают человека. Во-первых, можно сказать, что, по всей видимости, вот эти вот знаменитые Т-образные столбы Гёбекли-Тепе тоже были стилизованы человеческими фигурами. Причем это фигура, лицо которой находилось на торце, не на плоской части камня, а на его торце.

И кроме этого, там встречаются фигуры человека с попыткой придать ему уже выраженное содержание, то есть там прорезаны глаза, нос, и даже встречается фигура с фаллическим наполнением, такая очень любопытная, удивительная опять же для того периода, из камня.

И, наконец, в более поздних слоях там обнаруживаются так называемые условно тотемные столбы, чем-то напоминающие тотемные столбы северо-американских индейцев.

Причем это не только феномен, который присутствует в Гёбекли-Тепе, а он еще встречается в другом месте, в другом сайте, который носит название Невали-Чори. К сожалению, это место было затоплено в начале 90-х годов в связи со строительством гидротехнических сооружений в Турции, но знаменитый столб Невали-Чори, он сохранился, и он находится в настоящее время в музее Урфы. Город Урфа — это ближайший крупный город, находящийся недалеко от Гёбекли-Тепе.

Башня иерихонская и стена тель-карамельская

В 50-е годы XX века археологические работы в Иерихоне привели к удивительному открытию. Там было обнаружено два своеобразных странных сооружения. Это башня и стена. Странных и своеобразных, потому что в данном случае решающее значение имеет датировка. По современным данным, эти сооружения были построены и вообще все это место было заселено примерно от 7000 года до н.э. до 5800 года до н.э. И в этот период возникают такие удивительные вещи, как стена и башня.

Если мы вспомним то, что мы говорили о Гёбекли-Тепе, там тоже были стены, но они были гораздо более скромными, потому что стена Иерихона достигала 2 метров толщины и примерно в разных местах от 3 с половиной до более чем 5 метров в высоту. И башня, высота ее была более 8 метров, диаметр примерно 9 метров. И вот эти вот сооружения позволили сделать предположение о том, что Иерихон является первым городом в истории человечества.

Собственно, эта гипотеза была высказана археологом, который обнаружил этот объект, — английский археолог Кэтлин Кеньон. Она, собственно, производила вот эти вот фундаментальные раскопки в Иерихоне в 1952-1958 годах XX века, и она и высказала идею о том, что Иерихон — это городское поселение, а стена и башня имеют оборонительную функцию.

На самом деле о функционале этих сооружений много спорят, и существует масса альтернативных вариантов того, для чего они предназначались. Уже тот факт, что сама Кеньон нашла перед основанием башни останки двенадцати человек, свидетельствует о том, что, скорее всего, это вряд ли могло быть оборонительное сооружение. Здесь скорее можно опять же предполагать ритуальную конструкцию. И то же самое можно сказать и о стене: сам факт существования этой стены, весьма протяженной, она тянется примерно на 600 метров, но все же такая ее протяженность не доказывает ее оборонительного характера.

И по поводу самого старого города. Удивительно, но в Сирии, недалеко от Алеппо, в 25 километрах к северу, находится холм, который носит название Тель-Карамель. Там нашли пять круглых каменных построек, диаметр каждой из них составляет более 6 метров, и там же нашли каменные стены толщиной более полутора метров. Причем вот этот объект еще более древний, чем Иерихон. Он относится примерно к середине X тысячелетия до н.э. Можно ли говорить о единой культурной среде в Иерихоне и в северной Сирии, породившей вот эти башни? Сказать очень сложно. Мы можем говорить, возможно, о некоей тенденции, которая обнаруживалась в разных культурах. Во всяком случае, это еще все требует значительных исследований и значительных усилий со стороны археологов и научного сообщества в целом.

И если подводить небольшой итог тем двум сайтам, истории открытия этих двух сайтов, Иерихона и Гёбекли-Тепе, мы можем сказать следующее. Весьма вероятно, что человек в этот период, примерно с X, IX, VIII тысячелетий до н.э. стал переходить от охотничьего образа жизни, от собирательства к новым формам взаимодействия с природой, с социумом. И если мы говорим о Гёбекли-Тепе, место еще это уникально тем, что там не обнаружено следов земледелия. То есть Гёбекли-Тепе, на чем как раз и делает акцент Шмидт, — это было поселение, по всей видимости, преимущественно охотников, которые не прекращали заниматься именно этой деятельностью. И именно вот эти охотники создают почему-то стационарный комплекс.

Можно ли сказать такое об Иерихоне? Очень сложно здесь интерпретировать некоторые находки, потому что, например, обнаруженное количество останков и в Иерихоне, и в Гёбекли-Тепе позволяет усомниться, что там вообще находились какие-либо стационарные поселения. Можно предположить скорее о неких формах ритуальных захоронений определенных категорий людей в этой местности.

Иерихон знаменит своими черепами. Дело в том, что в древнем Иерихоне существовала весьма своеобразная религиозно-культурная практика заполнения глиной человеческих черепов, придания им сходства с лицами живых людей. Вряд ли это было стремление передать портретное сходство, но это была явная попытка представить череп максимально близким к образу живого человека. И вот эти черепа являются своего рода визитной карточкой на сегодняшний день этого места, наряду с башней и иерихонской стеной.

Гипсовые статуи в Айн-Гхасале

Недалеко от Иерихона, на другом берегу Иордана, на территории современной Иордании в 1974 году было открыто неолитическое или скорее даже, может быть, мезолитическое поселение Айн-Гхасал. Его датируют от IX до VIII тысячелетия до н.э., и упадок его приходится, по всей видимости, на середину VII тысячелетия до н.э. Это опять же докерамический неолит, как и Гёбекли-Тепе, как и Иерихон. И Айн-Гхасал современный находится в предместьях столицы Иордании Аммана. Но, несмотря на это, место удалось достаточно всесторонне исследовать и установить, что площадь его, по всей видимости, составляла 15 гектаров. Это очень крупное для того времени поселение. То есть для сравнения можно сказать, что Айн-Гхасал в четыре раза по площади превосходил древний Иерихон.

И самым удивительным феноменом, который был обнаружен в Айн-Гхасале, были фигуры, гипсовые статуи, более 30 статуй было обнаружено: 15 в полный рост, 15 бюстов и две головы. Размеры этих статуй не слишком велики, от 30 сантиметров до 90 с лишним сантиметров, но само по себе существование этих статуй в таком количестве тоже представляется достаточно редким явлением для этого периода. И мы, пожалуй, нигде такого не обнаруживаем. Можно сказать еще о том, что в Айн-Гхасале, как и в Иерихоне, люди работали с черепами умерших. И при этом, конечно, иерихонские черепа являются более известными.

Культурная сеть в докерамическом неолите

Такие объекты, как Гёбекли-Тепе, Иерихон, Айн-Гхасал, удивительные еще и тем, что это места, в которых отсутствует керамика. Это так называемый докерамический неолит. И в чем как раз революционность всех этих находок? В том, что традиционно, до их обнаружения, считалось, что в докерамический период каменных объектов люди не возводили, что каменные сооружения — это гораздо более поздний этап человеческой активности. А находки в Гёбекли-Тепе, в Невали-Чори, в Иерихоне продемонстрировали, что отсутствие керамики совершенно не является в данном случае каким-либо ключевым рубежом, что работа с камнем, возведение культовых по крайней мере сооружений из камня являлось способом существования человечества задолго до того, как была изобретена керамика.

Регион, в котором существовали эти культуры, достаточно обширный, и мы можем в качестве маркера использовать как раз вот эти вот своеобразные уникальные Т-образные каменные плиты.

И, соответственно, мы можем говорить, что этот регион охватывал довольно большую территорию, не только южной Турции, но и северной Сирии и даже северо-западного Ирака. И постоянно обнаруживаются находки весьма странные.

Например, был обнаружен каменный столб с достаточно качественно выполненной фигурой человека, и он был обнаружен в окрестностях Урфы и сейчас находится в ее музее. Этот столб условно так и именуется: «Человек из Урфы», или «Урфийский человек».

Кроме этого, был еще обнаружен в этом же регионе весьма любопытный предмет. Высота его примерно 60 сантиметров. Это двуликая фигура. Если можно провести аналогию с двуликим Янусом, то лица у нее располагались именно таким образом. В настоящее время этот объект находится в музее города Адыяман, и обнаружение его позволило Шмидту более уверенно утверждать, что на территории Гёбекли-Тепе тоже существовали такого рода объекты.

Хотя их сохранность оставляет желать лучшего, по сравнению со скульптурой музея Адыямана, но все же мы опять же можем говорить о некоей общности культурной вот этого региона, о том, что существовали не только местные школы, производившие артефакты из камня, но и существовала своего рода сеть, если можно так сказать, поселений, в которых поддерживался один и тот же идентификационный культурный код.

Материалы
  • Антонова Е.В. О характере религиозных представлений неолитических обитателей Анатолии (по материалам Чатал-Хююка и Хаджилара) // Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М., 1979. С. 12—35.
  • Анати Э. Палестина до древних евреев. М., 2007.
  • Бородин П.М. Доместикация и цивилизация // Философия науки. 2002. №3 (14).
  • Иерихон. Православная энциклопедия. →
  • Корниенко Т.В. Антропоморфные статуи из тайников Айн Гхасаля, VII тыс. до н. э. // Клады: состав, хронология, интерпретация. Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург, 26—29 ноября 2002 г. СПб, 2002. С. 62—66.
  • Корниенко Т.В. Первые храмы Месопотамии. Формирование традиции культового строительства на территории Месопотамии в дописьменную эпоху. СПб., 2006.
  • Лаевская Э.Л. Мир мегалитов и мир керамики. Две художественные традиции в искусстве доантичной Европы. М., 1997.
  • Меллаарт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.
  • Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.
  • Шмидт К. Они строили первые храмы. Таинственное святилище охотников каменного века. Археологические открытия в Гёбекли Тепе / Пер. с нем. А. С. Пащенко; отв. ред., прим. и послесловие Т. В. Корниенко. СПб., 2011.
Галерея (40)
Читать следующую
1.1. Люди и птицы Невалы-Чори
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше