Дополнительный эпизод
Мечети Иерусалима
+
Две знаменитые мечети Иерусалима – Аль-Акса и Куббат ас-Сахра.

Мечеть Аль-Акса, которая имеет огромное значение для мусульманского мира, связывается с сообщением Мухаммеда в Коране о том, что это та самая «отдаленнейшая мечеть», в которую он переносится во время своего ночного путешествия и в которой он выступает предстоятелем на молитве вместе с другими пророками. На самом деле в самом Коране ничего не говорится о том, что мечеть Аль-Акса имеет какое-то отношение к Иерусалиму. Но по действиям Омара видно, что уже на раннем этапе исламской истории возникло своего рода устойчивое отождествление коранической Аль-Аксы с Иерусалимским храмом.

Нужно отметить, что возвеличивание особой роли Иерусалима все же следует отнести к более позднему периоду, уже омейядскому, при халифе Абд аль-Малике ибн Мерване (это рубеж VII–VIII в.). Именно при нем была радикально перестроена и пышно украшена Аль-Акса. Но надо сказать, что то здание, которое сейчас известно как эта мечеть, практически не хранит никаких следов первоначальной Аль-Аксы, поскольку множество землетрясений и завоеваний крестоносцев привели к тому, что мечеть была со временем радикально перестроена.

И небольшая оговорка, я думаю, что стоит ее сделать: очень часто путают Аль-Аксу с Куббат ас-Сахрой. Это знаменитая мечеть с золотым куполом, которая находится напротив нее. Но путать их не следует, это две разные мечети, связанные с разными событиями мусульманской мифологии. Если Аль-Акса связана с вот этим молитвенным предстоянием перед Аллахом Мухаммеда и других пророков, то Куббат ас-Сахра (это  переводится как «Купол скалы») связана с другим событием: это мирадж пророка Мухаммеда, т.е. вознесение на небо, которое было в период того же ночного путешествия. Это все 17-я сура Корана: исра –  это перенесение в мечеть и молитвенное предстояние, мирадж – это вознесение, это Куббат ас-Сахра, «Купол скалы».

Здание Куббат ас-Сахры воздвигнуто было при омейядском халифе Абд-аль-Малике, который правил на рубеже VII–VIII в. И хотя арабские источники не сохранили имен византийских мастеров, которые принимали участие в строительстве этого сооружения, мы все же можем по ряду признаков довольно уверенно утверждать, что эта мечеть была сооружена при активнейшем участии византийских зодчих. Т.е. Куббат ас-Сахра – это еще не исключительно мусульманское произведение по всем показателям. И система колоннады, и система купола, возвышающегося над зданием мечети – все говорит о том, что византийское и инженерное, и эстетическое присутствие в этом храме весьма и весьма заметно.

Галерея (4)
Читать следующую
6. Борьба за республику
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше