2
/5
Принять или выдержать
Подробный разбор первой фундаментальной мотивации – к физическому выживанию и преодолению трудностей жизни.

Краткое резюме первой лекции

Сегодня у нас вторая лекция по введению в экзистенциальный анализ, и в рамках этой лекции мы подробнее рассмотрим проблематику первой фундаментальной мотивации, методы работы со страхами и такие понятия, как принятие и выдерживание жизни.

На прошлой лекции в рамках вводной информации об экзистенциальном анализе мы говорили об основных четырех фундаментальных мотивациях, реализация которых позволяет человеку жить исполненной жизнью. Кратко напомню о них.

Первая – это мотивация к физическому выживанию и духовному преодолению бытия. Иными словами, к тому, чтобы мочь быть в этом мире. Второе – мотивация к получению психической, душевной радости от жизни и переживанию ценностей, т.е. к тому, чтобы жизнь была человеку в радость, чтобы в жизни было много приятных и хороших моментов. Третья – мотивация к персональной аутентичности и к справедливости. К тому, чтобы ощущать право быть таким, какой ты есть, т.е. возможность быть самим собой. И четвертая – это мотивация к смыслу и созданию того, что имеет для человека ценность, т.е. обнаружить свой собственный жизненный контекст. Если четыре данные мотивации у человека реализованы, то мы можем говорить об исполненной жизни.

Чувство защищенности

Итак, первая фундаментальная мотивация. Первоначально человек оказывается перед вопросом, могу ли я быть в этом мире? Безопасно ли это для меня? Здесь речь идет о способности присутствовать в этом мире. Для реализации этой возможности нужны предпосылки: защита, пространство, опора. Если человек чувствует внутреннюю опору, если ему достаточно пространства вовне и внутри себя, если это пространство не таит в себе угроз, то он может принять условие своей жизни – быть в этом мире.

Способность принять жизнь такой, как она есть, — это определенно ресурс, который открывает новые возможности, дает силы на то, чтобы изменять что-то вокруг себя. В то же время, когда человек не чувствует безопасности и у него нет достаточной опоры в себе, то его мысли, действия – все направлено на то, чтобы максимально обезопасить свою жизнь. В таком случае жизнь представляется опасной, возникают страхи, тревога, остается очень мало возможностей для реализации своего потенциала – для радости, продуктивных действий, воплощения новых идей.

Давайте подробнее рассмотрим те предпосылки, которые нужны для реализации этой мотивации. Итак, первое – это чувство защищенности. «Я могу быть только там, где я защищен, где я ощущаю эту защиту». Что дает нам чувство защищенности? Ну, во-первых, это физические условия. Свой дом, крыша над головой. Далее, собственные способности и навыки. Здесь речь идет о совершенно разных умениях, например, писать компьютерные программы, легко налаживать контакт с людьми, аккуратно писать документы, вкусно готовить еду. Т.е. те способности, которые помогают человеку и в профессиональной, и в личной жизни.

Далее, чувству защищенности способствует ощущение того, что тебя принимают, что «я сам себя принимаю», «я принят другими людьми». Отдельно хочется сказать, что копинговые защитные реакции, к которым человек часто прибегает в реагировании, также порой дают нам ощущение защиты, но в этом случае это ощущение нетвердо и неглубоко. Это то, что касается чувства защищенности – первой важной предпосылки, которая нужна для того, чтобы человек мог быть в этом мире, т.е. ощущать себя в безопасности.

Пространство для жизни

Вторая предпосылка – наличие пространства для жизни. Ощущение своего бытия связано с телом. А пространство, вообще говоря, может быть физическим и психологическим, скажем так, внутренним пространством. К физическому пространству мы относим пространство для жилья, пространство для убежища. Оно особенно важно тогда, когда человек чувствует себя некомфортно или находится в беде. Это могут быть, например, церкви, медицинские центры, консульства, места, куда человек может обратиться за помощью, когда сам не может справиться с ситуацией. Также важно пространство происхождения. Это приятные места детства, родительский дом, родина. Эти места некоторым образом живут в нас на протяжении всей жизни. И здесь мне хотелось бы привести пример про то, как опыт прошлого может давать силы, давать ресурсы, давать чувство спокойствия и безопасности.

Если в настоящее время по каким-то причинам у человека нет чувства физической безопасности, безопасного физического пространства, то всегда можно обратиться к опыту прошлого. Закрыть глаза, погрузиться в воспоминания и постараться вспомнить, где те места, в которых было хорошо и спокойно, в которые можно мысленно вернуться и побыть. Такие места часто бывают в детстве или во время отпуска. Т.е. это какие-то природные места, или, например, это могут быть помещения, где вы проводили много времени в детстве – квартира родственников или загородный дом. Если вспоминать такие места и пытаться погрузиться в те чувства безопасности, спокойствия, то благодаря этим воспоминаниям и ощущениям можно и в настоящем времени также прийти к ощущению спокойствия и безопасности. Если по каким-то причинам в настоящее время безопасного пространства мало, то старайтесь как можно чаще возвращаться в какие-то безопасные воспоминания из прошлого.

Отдельно хочется отметить, что также важно вот это внутреннее пространство. У человека должно быть время для себя, на свои размышления, на свои чувства, на возможность построить внутренний диалог. Беседа с собой – важное условие для хорошего душевного состояния. Это психологическое пространство, которое человек сам себе дает, и это пространство заменить никто другой не может. Всегда важно давать пространство своим мыслям, чувствам, отношениям с собой и обязательно отношениям с другими.

Точки опоры

Сейчас мы упомянули важные составляющие предпосылки первой фундаментальной мотивации – чувство защищенности и наличие пространства для жизни. И третья составляющая – опора. Когда мы говорим об опоре, мы имеем в виду внешнюю и внутреннюю точки опоры. Перед человеком стоит вопрос: на что, на кого я могу опереться в этом мире? Могу ли я опираться на себя?

Какие бывают внешние опоры? Опять-таки это безопасные места, мое пространство – квартира, дом, уютные уголки природы; это могут быть какие-то общественные места – музеи, кафе. Это отношения с другими людьми – партнерские отношения, отношения с друзьями, с родственниками, с детьми, коллегами, соседями. И важной внешней опорой являются жизненные порядки и законы. Т.е. те законы, которые фигурируют в стране, те жизненные порядки, которые приняты здесь.

К внутренним опорам относится, во-первых, собственное тело, т.е. ощущение физического самочувствия, спокойное дыхание, вообще общее состояние здоровья. Если человек здоров и ощущает свое тело прочным, крепким, способным выдержать заболевание, выдержать определенные нагрузки, то это само по себе дает очень много опоры. Также к внутренним опорам относятся собственные навыки, умения, способности, жизненный опыт. И дальше это жизненная энергия.

Здесь речь идет про чувства, про витальность. Т.е., по сути дела, мы также можем опираться на свои чувства, на свои стремления. Это некий внутренний импульс, который, во-первых, нас мотивирует, по сути дела, заставляет чего-то хотеть, двигаться, что-то делать. И на это тоже можно опираться. Т.е. я могу сказать, что, например, из чувства любви к своим детям я смогу совершить определенные действия, преодолеть какие-то трудности, если они есть. Т.е. вот эти чувства тоже важны и дают много опоры.

Болезненные страхи

Таким образом, реализация первой мотивации – это некое базовое условие для жизни, которое дает ощущение безопасности, уверенности в собственных силах, пробуждает доверие к миру. Мы поговорили сейчас об основных предпосылках, и здесь скорее речь идет о профилактике, т.е. что можно делать регулярно, на что обращать внимание, чтобы чувствовать некую возможность того, что я могу быть в этом мире и быть здесь безопасно.

Но что происходит с человеком, если данная мотивация не реализована? Если недостаточно внутренней прочности, нет опоры, нет чувства защищенности пространства? Тогда формируются страхи. Это может быть какой-то конкретный страх, могут быть панические состояния, тревоги или же уже закрепленные страхи – фобии. В принципе страх является неотъемлемой частью жизни. Мы можем бояться смерти, потери работы, того, что в итоге можно остаться одинокими. Может возникать страх в связи со здоровьем наших близких, или же мы можем бояться, что другие люди нас сильно обидят и ранят. Страх – это своего рода проводник нашей жизни. Он показывает нам возможности и ограничения, показывает, что действительно для нас ценно. Но очень важно, чтобы страх не доминировал, чтобы он не был такой определяющей силой при ежедневном принятии решений. Потому что если это так, то очень сильно снижается качество жизни, очень мало становится ресурсов у человека.

Важный аспект отличия здорового страха от болезненного в том, что здоровый страх предупреждает нас об опасности, т.е. предостерегает меня от психического дефицита и говорит о том, что что-то важное и ценное не проживается в данный момент. А болезненный страх парализует, и человек начинает бороться со страхом. Это не позволяет слышать себя, свои желания, не дает возможности делать то, что человек ощущает как важное.

Я хотела бы сейчас немного поговорить о практических аспектах работы со страхом. Начну с распространенного в современном активном мире состояния – чувства паники. Панический страх – это состояние внезапного приступа интенсивного страха. В переживаниях содержится страх смерти и чувство неизбежности. Характерный признак паники – скорость, все происходит и воспринимается очень быстро. И второй признак – внезапность.

Возбудителями для паники часто являются совсем маленькие, незамеченные впечатления. Это могут быть какие-то воспоминания, мысли, представления. Они молниеносно и преувеличенно связываются со смертью, и дальше человек уже очень быстро, стремительно мысленно разворачивает эту картину, преувеличивает и погружается в это состояние.

В качестве распространенного примера можно привести ситуацию, когда, например, у человека был случай падения в обморок пятнадцать лет назад, а в настоящее время из-за перегрузок, из-за эмоциональных нагрузок, из-за больших физических нагрузок у человека недостаточно ресурсов, есть чувство какой-то общей усталости, истощенности.

Регулярно могут возникать беспокоящие его мысли. И такой человек оказывается, например, в душном помещении, где много народу, в закрытом пространстве – это может быть метро, подземный переход, магазин, где много народа. У него возникает страх, что сейчас ему будет плохо, он упадет в обморок или, может быть, с ним вообще произойдет инсульт или что-то такое серьезное. Это как раз таки связано с опытом раннего падения плюс с общим текущим состоянием, с тем, что человек переживает, и с усилением страха смерти. Важно отметить, что панике подвержены только люди, которые способы к быстрому реагированию. Панику человек делает сам, усиливая вихрь хаоса в своих мыслях.

Профилактика страхов

Какие рекомендации по работе с паническим состоянием можно дать? Во-первых, самое важное: это дыхание. Ровное, спокойное дыхание. Если, например, вы чувствуете, что начинаете тревожиться, из-за чего-то переживать, то первое, на что нужно обратить внимание – это на то, чтобы не сбивалось дыхание. Полезно делать регулярные ежедневные упражнения на расслабление и дыхательные практики, практики глубокого дыхания. И если вы чувствуете тревогу или возникающее паническое состояние, то можно вспомнить, как вы в обычной жизни, в более спокойном состоянии выполняете эти упражнения на дыхание, упражнения на расслабление. И постараться применить эти упражнения на первоначальном этапе, при предпаническом состоянии, скажем так. Потому что человек, который ровно и глубоко дышит, паническим атакам не подвержен.

Второй аспект – это учиться осознанно останавливать вот эти хаотичные мысли, т.е. пытаться осознанно обратиться к своему страху и стараться прояснить для себя, чего конкретно вы сейчас боитесь? Как вы можете себе помочь? Если удается осознанно зафиксировать мысли, которые начинают провоцировать панику, и в этот момент начать вести с собой внутренний диалог, пытаться понять свои чувства, переживания, то в такой ситуации паника достаточно быстро отступит. Здесь, конечно, важна тренировка, но эти рекомендации позволяют самостоятельно справиться с паническими состояниями, дифференцировать панические реакции, понять, откуда и почему они возникают, какие конкретно процессы и механизмы их запускают.

Метод «парадоксальной интенции»

Дальше мне хотелось бы поговорить об интересном практическом методе работы со страхом. Называется он «парадоксальная интенция». Разработал его австрийский психолог и психотерапевт Виктор Франкл, он подходит тем, кто измотан повторяющимися мыслями, переживаниями, но при этом не потерял чувства юмора. Пациента просят пожелать себе то, чего он боится. Например, при сдаче важного проекта или экзамена человеку предлагают сказать себе: «Ну, посмотрим, как, выучив материал, я не смогу сдать этот экзамен», или «не смогу защитить этот проект. Да, полгода работал над этим проектом, кропотливо готовил его к сдаче, но теперь точно не сдам. Интересно посмотреть, как вообще это будет, как я умудрюсь его не сдать». Т.е. попытаться… Благодаря юмору человек может немножечко дистанцироваться от ситуации и снять градус напряжения, который возникает в связи с данной тематикой.

Важно, что этот метод подходит, если человек действительно готовился к экзамену, готовился к определенному проекту. Если же подготовки не было, то важно все-таки принимать реальность, видеть свои шансы и возможности. И здесь тогда уже скорее говорить себе: «Да, может, мне повезет, а может, и нет. Но мне следует быть готовым к тому, что, раз я мало занимался или работал, то придется потом еще раз потрудиться, чтобы все это сдать».

Таким образом, в парадоксальной интенции происходит установка к страху: вместо того, чтобы убегать, посмеяться ему в лицо. Пример с выступлением: «Так, я готовлю доклад, боюсь этого выступления, представляю, как все пойдет не так. Обычно людям интересно меня слушать, а в этот раз это будет самый скучный доклад, надо мной все посмеются, я от страха начну заикаться». Довольно смешная и нелепая ситуация. Когда человек представляет себе такое, представляет, что так может быть, и относится к этому с иронией, то уже внутренне происходит определенная разгрузка, снижается напряжение, и когда человек оказывается в этой ситуации страха, он уже готов к различным вариантам и к тому, что да, могут быть такие неприятные события, и с этим тоже можно дальше жить. Но здесь надо четко определить, чего именно боишься.

Метод дерефлексии

Следующий метод работы со страхом, о котором я хотела бы поговорить, это дерефлексия. Это еще один метод работы с тревогой, волнением, и его также предложил Виктор Франкл. Дерефлексия – это метод работы, который подходит там, где нельзя использовать волю. Например, это расстройства сна или сексуальные расстройства. Задача дерефлексии – увидеть ценность ситуации, т.е. сменить ракурс с результата на проживание ценности «здесь и сейчас».

Например, многим знакома ситуация, когда пытаешься заснуть, потому что завтра важный день и нужно хорошо отдохнуть. Ложишься рано, но заснуть почему-то не получается. Через какое-то время наступает беспокойство: «Ну почему же я не могу заснуть, как я вообще завтра буду вставать? Ведь мне нужно быть особенно отдохнувшим!» Начинается такое кружение мыслей. А если еще регулярно смотреть на часы и погружаться в мысли вокруг этого переживания, то шансов заснуть становится еще меньше.

Что здесь предлагает метод дерефлексии? Как я уже сказала, сместить ракурс с результата на проживание ценности. Например: «Да, мне надо отдохнуть к завтрашнему дню, но как я могу это сделать? Может быть, можно просто лежать? И если у меня не получается заснуть, но мне важно отдохнуть, тогда потратить это время на что-то приятное для себя – чтение, просмотр книги? Ведь важно именно отдохнуть и расслабиться? И если по каким-то причинам мой организм сейчас не может спать, возможно, другие варианты отдыха ему подходят больше? А если я не могу уснуть, например, из-за того, что у меня не решена какая-то проблема, о которой нет времени подумать днем или о которой я стараюсь не думать днем, то, может, как раз сейчас удачное время, чтобы уделить время рассмотрению данного переживания, поиску решения?» Если же есть опять-таки страх перед экзаменом или выступлением, то можно переключить ракурс на содержание, т.е. увидеть ценность своей деятельности, а не фокусироваться на конечном результате. «Что ценного для меня в выступлении? Для чего я это делаю? Для чего я сдаю экзамен?»

Дерефлексия хорошо подходит и тем, кто сильно фокусируется на какой-то конкретной проблеме. Как будто вся жизнь вертится вокруг одной проблемы, которую не удается решить, такая вот сверхнагрузка вокруг одной темы. И тогда возникает вопрос, который важно задать себе или человеку, который фиксируется на определенной проблеме: может быть, в вашей жизни есть что-то еще, что вам ценно и важно? Да, есть такая проблема, которую, к сожалению, пока не получается решить, но ведь это не вся ваша жизнь? Что в ней есть еще хорошего и значимого? Это тоже метод, который позволяет увидеть определенные ценности в ситуации, свои ценности, содержательный аспект, который важен для человека. Но надо признать, что этот метод сложен для самостоятельной работы, и чтобы в нем преуспеть, нужно регулярно упражняться.

«Досмотреть кино до конца»

И последний практический метод, о котором я хотела бы поговорить в рамках сегодняшней лекции, в экзистенциальном анализе носит достаточно устрашающее название: «Врата смерти». Я также встречала и другое название: «Досмотреть кино до конца». О чем здесь идет речь? За страхом стоит, как правило, неизвестность. «Я не знаю, что будет дальше, будет ли это хорошо, справлюсь ли я с тем, что будет?» И в психологической практике данная методика позволяет снизить уровень тревоги. Если у вас есть конкретные страхи, например, связанные со здоровьем или жизнью близких, с финансовым положением, со своими собственными планами, то, применяя данную технику, вы можете снизить внутреннее беспокойство, убрать напряжение в связи с данными темами.

Итак, как работает эта техника? Мы боимся развития негативных сценариев и, как правило, у нас есть множество разных вариантов того, что плохого может произойти. При этом мы сильно пугаемся этих мыслей и, как правило, гоним их от себя прочь. Кажется, что если об этом я не буду думать, то переживание исчезнет само. Но, к сожалению, в данной ситуации часто бывает наоборот: страх укрепляется и может становиться более навязчивым. Человек все пытается тревожные мысли от себя отогнать, первое время, может, и получается, но потом этого страха становится больше, напряжение сильнее, он уже сильнее давит и может как-то сильнее влиять на жизнь человека.

Данная методика, напротив, предлагает более подробно рассмотреть свой страх, т.е. представить, что будет, если произойдет то, чего вы боитесь, и что вы будете делать в этот момент. Цель данного метода – осознать, что если произойдет то, чего вы боитесь, вы сможете жить и действовать, у вас будет определенный план действий. Если эта цель достигнута, то возникает спокойствие, приходит понимание, что даже если все будет плохо, вы все равно сможете жить дальше.

Например, человек боится на работе попасть под сокращение. В данной ситуации первоначально человек просто надеется, что ему повезет, но потом он видит, что сокращения становятся более массовыми, угроза потери работы – более вероятной. Если мы попробуем работать в рамках данного момента, то что здесь предлагается: предлагается сказать, что да, такое может быть, меня могут сократить в любой момент. Что тогда я буду делать? Искать другую работу, какие-то другие проекты.

В чем еще страх? Например, у человека может быть страх, что у него не получится быстро найти работу, и тогда возникнут финансовые сложности. Тут тоже надо прийти к точке, что да, так тоже может быть. Но что тогда можно будет сделать? Мы этими вопросами постепенно углубляемся, чтобы прийти к самой глубокой точке своего страха и понять, что, конечно, это неприятно, конечно, не хотелось бы, чтобы так было, но, к сожалению, так может быть.

И здесь важно понять, что тогда все-таки можно делать, на что можно опереться в такой тяжелой, критической ситуации, которая может произойти. Это достаточно глубокая методика, и самостоятельно, может быть, применять ее иногда не стоит. Здесь все зависит от конкретного страха. Иногда человек сам не может дойти до той глубины, которая позволяет преодолеть это чувство страха.

Вообще мне хотелось бы дать такие общие рекомендации. Чувства страха и тревоги могут усиливаться, если человек не проживает свою жизнь здесь и сейчас, если он откладывает свою жизнь на потом. Здесь важно для себя понять, спросить себя: проживаю ли я свою жизнь сейчас? чувствую ли я вообще присутствие в том, что я делаю? Т.е. очень важный момент – учиться жить не завтрашним днем, а проживать свою жизнь ежедневно, чувствовать себя включенным в эту жизнь. «Я живу, делаю то, что мне нравится, могу быть собой, понимаю свои чувства, понимаю свой жизненный контекст». Если это ощущение есть, то страх смерти, который часто бывает у людей, отступает, становится менее выраженным.

Принять или выдержать

В рамках данной лекции я хотела бы поговорить еще о другой теме, которая также важна в психотерапии и связана с темой первой фундаментальной мотивации, с ощущением безопасности бытия в этом мире. Это тоже в какой-то степени тема поиска ресурсов и опор. Тема принятия и выдерживания.

Что такое принять? Это дать быть чему-то. Это ощущение, что я могу быть в этой ситуации, мы можем быть рядом друг с другом. Принять – не значит сдаться или покориться судьбе, это скорее означает проявить некое доверие к жизни, сказать «да, сейчас это так». Это чувство позволяет человеку отпустить свои представления и желания, а это дает больше ресурсов, ощущение спокойствия и даже ощущение свободы.

А выдержать – значит, признать, что сейчас в жизни есть какая-то ситуация, она для меня трудна и мне требуются если не все силы, то очень много сил, чтобы находиться в таком состоянии и преодолевать его. Т.е. я пытаюсь бороться с тем, что происходит, но не всегда вполне отдаю себе отчет в происходящем.

Здесь хотелось бы привести пару примеров. У каждого человека есть определенное представление о том, что вообще такое хорошая жизнь, какие условия для этого нужны. Или что такое хорошая дружба, какой человек должен быть рядом в качестве друга. И если, например, друг не обладает какими-то качествами, которые являются для человека важными, то человек может очень сильно фиксироваться на этом и не видеть хороших сторон, не видеть других положительных качеств у друга. Фиксироваться на том, что друг не имеет определенных необходимых качеств или чего-то не хватает, чтобы человек ощущал, что эта дружба является полноценной. Получается, что сложно принять друга, принять какую-то ситуацию, связанную с данными отношениями.

К сожалению, в таком случае эти отношения в итоге отнимают силы, а не наоборот. Если человек в данном варианте может принять, что да, у меня есть такой друг… Возможно, мне хотелось бы, чтобы он был, не знаю, более общительным, более эмоционально включенным в мои какие-то переживания. Ну, этого нет. Но зато в нем есть другие хорошие качества. И вот если увидеть то, что есть, и признать, что это так, тогда эти отношения становятся ресурсными, есть больше спокойствия и меньше поводов для каких-то сильных эмоциональных реакций по отношению к данному человеку. Когда мы можем принять его таким, какой он есть.

А невозможность принять – это то, что делает нашу жизнь более тяжелой и безрадостной. Человек чувствует себя обделенным, жизнь порой вообще воспринимается как несправедливая, т.к. нет того, чего человек хотел, о чем мечтал, что планировал. Есть что-то другое. Но, к сожалению, часто бывает так, что человеку трудно расстаться со своими ожиданиями, трудно расстаться со своим сценарием и разглядеть тот сценарий, который предлагает жизнь.

Здесь в какой-то степени можно сказать, что одно из основных отличий зрелой личности от какого-то в психологическом плане незрелого человека заключается именно в возможности принять реальность такой, какая она есть, посочувствовать себе, что, например, не получилось воплотить определенные желания, и начать обустраивать жизнь, исходя из тех условий, которые есть. Речь идет как о локальных, временных ситуациях, так и о глобальных жизненных изменениях. Т.е. здесь речь идет и про принятие себя, про принятие других людей, принятие своего профессионального пути, своих личных отношений, страны, в которой человек живет.

На что еще хотелось бы обратить внимание. Что вообще мешает человеку принять жизнь такой, какая она есть? Во-первых, это собственные ожидания и представления. Далее, это определенные установки и стереотипы, которые могут, например, с детства прививаться нашим окружением. В‑третьих, это как раз таки страхи, о которых мы говорили чуть раньше. Это может быть страх, например, в связи с недостатком контроля. Обычно это происходит из-за того, что жизненная ситуация оказалась непрогнозируемой. И, в‑четвертых, это боль и страдания. Здесь речь идет о том, что что-то ценное и важное для нас потеряно и с этим тяжело согласиться.

Что вообще происходит с человеком, если он не может принять эту жизнь? Первое, что возникает, это как раз таки недостаток пространства, опоры. Формируется чувство незащищенности. Это те предпосылки первой фундаментальной мотивации, о которых мы говорили в самом начале лекции. Дальше происходит утрата реальности. «Я не вижу ситуацию такой, какая она есть на самом деле, т.к. потеря опоры создает некие условия для иллюзий, для определенных искажений».

Далее происходит утрата собственных ресурсов, потому что приходится расходовать много сил на сопротивление, осуществлять вновь и вновь попытки, которые, к сожалению, не приводят к ожидаемым  результатам. Ну и, конечно, прекращается рост, т.к. нет необходимых условий и ресурсов для личного развития, для восприятия чего-то нового, потому что все ресурсы в данной ситуации направляются на то, чтобы выдерживать ситуацию.

Например, мы очень часто можем встречать в партнерских отношениях, что если партнеры друг друга не принимают, то очень мало возможностей для того, чтобы эти отношения как-то развивались дальше. Такое ощущение, что в паре останавливается развитие, останавливается какой-то рост, происходит фиксация на том, что у людей друг к другу есть определенные ожидания и нет возможности, нет готовности принять человека именно таким, какой он есть. Т.е. вот даже на таком примере можно увидеть, за счет чего останавливается рост и развитие.

Почему бывает сложно принять жизнь такой, какая она есть, т.е. или определенные ситуации, или конкретного человека? Когда человек чувствует, что не сможет этого выдержать, что, например, ситуация слишком для него болезненная. Тогда он неосознанно выбирает намерение держаться за свою надежду с ощущением «а вдруг?». Вдруг все-таки будет как-то иначе. И здесь в какой-то степени надежда – это то, что порой и не дает принять те условия жизни, которые есть. Но это то, что дает возможность жизнь выдерживать. И здесь опять-таки важно, что если в жизни у человека очень много ситуаций и отношений, которые он именно выдерживает, то тогда, конечно, опять-таки формируется очень много страхов.

В заключение мне хотелось бы сказать, что есть жизненные обстоятельства, на которые мы никак не можем влиять. По сути, вся жизнь базируется на неуверенности. Но когда мы можем опереться на то, чему доверяем в себе, в близких, в мире, наши тревога и страх становятся лишь указателями на то, что для нас важно. Это важное, возможно, остается в стороне, когда наша жизнь пробегает мимо нас и мы в ней не участвуем. Когда мы не можем проживать отношения с другими, с собой так, как нам хотелось бы. Но если мы вернем себе это важное, то наша экзистенция наполнится смыслом, а неуверенность в завтрашнем дне уже не будет выбивать нас из колеи и внушать столько тревоги и страха.

Галерея (38)
← Читать предыдущую
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше