Дополнительный эпизод
Молодые старики
+
Старость и юность, время и безвременье в советском искусстве от живописи до кино.

Еще одна тема, связанная с идеологией и мифологией социалистического реализма, — это тема старого и нового, в широком смысле, и как производная от темы «старое и новое» — тема молодых стариков и детей, которые могут в стариков превратиться. Все знают «Сказку о потерянном времени» Евгения Шварца. Эта сказка, надо сказать, написанная еще в 1940-е годы, пережила себя и существовала в виде экранизаций, диафильмов и многочисленных изданий, то есть она прочно вошла в сознание.

Сейчас вы видите плакат 1930 года Николая Терпсихорова «Религия — яд, береги ребят». Здесь тема старого и нового представлена в таком несколько драматичном барочном варианте. Вот эта старуха, которая, как ведьма, пытается девочку утащить, то есть вот такой сказочный аспект. При этом она указывает на покосившуюся церковь, которая опять же отсылает нас к эстетике сказки.

Тема старого и нового, конечно, была важна для советского модернистского проекта, и нужно было что-то делать со стариками. Сейчас вы видите портрет Михаила Нестерова. Это академик-физиолог Павлов, вот как раз тот самый старик из прошлого, который должен войти был в советскую реальность уже. И такие старики были необходимы. Они связывали время, и они же, как вы видите здесь, Павлов сжимает кулаки, то есть есть момент вот такой демонстрации силы даже. То есть это старик, но это старик сильный, это молодой старик.

Эти молодые старики возникают и в фильме Александрова «Волга-Волга», где они пляшут и поют, но иногда совершенно неожиданно в картинах, связанных с эстетикой социалистического реализма, возникают вот такие превращения стариков в молодых и наоборот.

Вот сейчас вы видите картину Сергея Герасимова «Колхозный праздник» 1937 года. Зрители, которые рассматривают сейчас это произведение, откровенно не понимают что тут происходит. Конечно, если присмотреться, в перспективе картины можно увидеть, что ее центром является вот эта девушка в синенькой майке, и у девушки орден вот такой красный алеет немножко точкой, и эта точка и есть конечная точка пространственной перспективы. Но сам мотив, вот этот жест, например, председателя колхоза, он совершенно непонятен.

И, может быть, что-то прояснится, если мы посмотрим, как эта картина существовала еще в начале 1950-х годов. Вот обратите внимание, это репродукция из книги «Автобиографии мастеров советского искусства». Она была создана в начале 1950-х. Посмотрите, изначально эта картина была несколько в ином состоянии. Председатель колхоза был старичок или немолодой человек.

Герасимов картину переписал, превратив старика в молодого, потому что старых председателей колхоза, в общем, не могло быть и это было не типично. В результате этого превращения жест тоже оказался смазанным – вот таким, как будто он машет рукой и говорит: «Эх!». Какой-то отчаянный жест. И вот произошло превращение старика в молодого человека.

Шварц был очень чутким. Сейчас вы видите одно из первых изданий «Сказки о потерянном времени» в виде диафильма. В сказке, как известно, волшебники воруют время у молодых ребят, которые его напрасно теряют, и ребятам нужно это время вернуть. И вот эта тема потерянного времени или времени, которое вращается вспять, будет бытовать еще очень долго.

Вот посмотрите, это известные кадры из «Карнавальной ночи». Там в ключевой момент на сцене является вот этот циферблат с без пяти 12. И вы помните, как музыканты, которые не понравились товарищу Огурцову и которых он хотел заменить ветеранами и пенсионерами, они обрядились в стариков, а потом эти старики снова превращаются в молодых людей и начинают прыгать и танцевать. Надо сказать, что эти молодые старики, как и весь фильм «Карнавальная ночь», который был воспринят как оттепельный, на самом деле сделан еще по лекалам социалистического реализма 1930-х годов, и эти молодые старики происходят как раз оттуда.

А это фильм 1964 года, Александр Птушко. Это экранизация сказки Шварца, и вот с этой версией сказки мы жили до уже распада СССР. Она демонстрируется и сейчас чуть ли не каждую неделю. Это тема молодого старика, но уже в перверсивном варианте, не оптимистичном, а как символ жизни, которая потеряна и остановлена.

А дальше уже начинаются бесконечные игры на эту тему. Например, Софья Прокофьева написала сказку «Пока бьют часы» (на иллюстрации – экранизация 1976 года), и там злые, нехорошие правители волшебной страны вращают время вспять.

В 1980-е годы — «Полет в страну чудовищ»: ровным счетом тот же самый циферблат, вращающийся вспять. И надо сказать, что эта тема обострилась в эпоху застоя, естественно, когда возникло ощущение остановленного времени. Вот эта вот необходимость вернуть естественный ход часов оказалась очень актуальной, и вы видите, как навязчиво этот образ воспроизводится.

В живописи тоже происходит что-то подобное. Это эстонский художник Рейн Таммик, «Мальчик с фотоаппаратом» 1981 года. Картина очень странная. В ней накручены мотивы абстрактного искусства, потому что вот эти как будто опредмеченные проволоки или мазки, это разорванный, сброшенный календарь, это часы, которые остановлены. Опять же это время, когда Алла Борисовна исполняет песню «Еще идут старинные часы». И вот этот мальчик, который целится в зрителя через фотоаппарат, — что это такое? Попытка остановить время, запечатлеть его. Мы видим, как в картине вся привычная система координат сдвигается, и мальчик как будто пытается этот ход времени восстановить.

Эта тема, вы видите, что она наметилась еще с 1920-х годов, тема старого и нового,  претерпевает многочисленные превращения. Она переходит из взрослого контекста в детский, из детского в массовую культуру и эстраду и актуализируется в разных вариантах опять во взрослые контексты. Надо сказать, что эта тема актуальна и до сих пор. Не случайно эти фильмы экспонируются, дети растут с ними. Концепция времени после распада СССР не была сформирована, потому что идеология времени 1990-х — это новая Россия, современная Россия, прогрессивная Россия, а вот идеология 2000-х — это ностальгия. И вот эта ползучая ностальгия опять завладевает умами и создает ощущение времени, которое вращается вспять. Поэтому с этим мифом мы живем, он никуда не делся.

Галерея (11)
Читать следующую
9. Официальное и неофициальное искусство 1950-60-х годов
или
E-mail
Пароль
Подтвердите пароль

Оглавление
Дальше